Российский бизнесмен Геннадий Тимченко, в отношении которого прокуратура Нью-Йорка начала расследование, уверяет, что пока не собирается оспаривать западные санкции в суде, поскольку считает их, как и уголовное преследование, политической акцией, направленной против его друга, президента РФ Владимира Путина.
"Мне Владимир Владимирович давно уже рекомендовал оспаривать их, я пока не хочу, это бесполезно. На мой взгляд, это политическое решение, это решение не против меня, а против Путина", - заявил Тимченко РИА "Новости".
Бизнесмен также заверил, что не принимает в расчет имиджевые соображения, отказываясь от подачи иска. "А какой имидж? Пусть будут санкции, я не против. Вот видите, я в Китае, ну и что? Все в порядке", - ответил он на соответствующий вопрос со стороны агентства.
Напомним, незадолго до введения санкций Геннадий Тимченко продал свою долю в швейцарском трейдере Gunvor своему партнеру. При этом ему по-прежнему принадлежит 23% акций газовой компании "Новатэк", и бизнесмен уверяет, что не собирается от них избавляться.
Министерство финансов США ввело санкции в отношении "Новатэка" в июле текущего года. Американским компаниям разрешено было сотрудничать с российской компанией, но долговое и акционерное финансирование попало под запрет. В сентябре министр финансов РФ Антон Силуанов объявил, что "Новатэк", наряду с "Роснефтью", может получить помощь из Фонда национального благосостояния на текущие проекты. Позднее выяснилось, что государство собирается помочь пострадавшей от санкций компании не только деньгами, но и другими способами. Речь идет прежде всего о продлении лицензий на несколько крупных месторождений. Персональные санкции в отношении Геннадия Тимченко были введены в марте.
В отличие от Геннадия Тимченко, еще один бизнесмен из окружения Владимира Путина, Аркадий Ротенберг, оспорил введенные против него санкции в Европейском суде. Так же поступили "Роснефть" и ряд других предприятий. О поданных исках в середине октября сообщила газета The Financial Times. Как утверждалось, 9 октября "Роснефть" подала иск к Европейскому совету ЕС с требованием аннулировать решение совета от 31 июля, которое почти полностью запретило ей и другим российским энергетическим компаниям и госбанкам привлекать средства на европейских рынках капитала, перевел сообщение британского издания сайт InoPressa. Ротенберг, которому в июле запретили въезд в ЕС и заморозили его активы в ЕС, оспорил то же решение и подал свой иск 10 октября.
Позднее РИА "Новости" со ссылкой на реестр суда Европейского союза сообщило, что иски по поводу санкций также подали "Внешэкономбанк" и его украинская "дочка" "Проминвестбанк", отмены санкций в судебном порядке также потребовали "Сбербанк" и ВТБ. В пресс-службе суда уточнили, что процесс по снятию санкций может занять два или три года.
Businessweek утверждает, что иск в Люксембургский суд также направил "Газпром". Кроме того, лондонский адвокат Сарош Зайвалла, ранее помогавший иранскому банку Mellat добиться отмены санкций, дал понять, что представляет интересы нескольких российских компаний, однако отказался их называть и раскрывать детали процесса.
Марк Дубровиц из Фонда защиты демократии (Вашингтон) предположил, что иски от российской стороны подаются в Европе, а не в США потому, что европейские суды редко разрешают правительствам использовать секретные данные, что может помешать чиновникам из ЕС доказать обоснованность введения санкций. До сих пор в США не было принято ни одного судебного решения об отмене санкций против Ирана, в то время как в Европе имело место девять таких случаев.
Санкции в отношении четырех российских миллиардеров, которых на Западе считают членами ближайшего окружения президента РФ, были введены 20 марта. В список попали Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, Аркадий и Борис Ротенберги. В мае на Петербургском экономическом форуме Владимир Путин предположил, что Запад стремится "уконтрапупить" его друзей.
"Пока все санкции сводятся к тому, чтобы выбрать из моего личного окружения каких-то близких мне людей и, как у нас в кругах интеллигенции говорят, "уконтрапупить" как следует, то есть наказать", - заметил по этому поводу Владимир Путин. "Я горжусь, что это мои друзья. Они - патриотично настроенные люди", - пояснил глава государства.
"Я бы на их месте давно подал в суд, потому что они не имеют отношения к событиям на Украине, в Крыму. И выбрали-то как специально - двух евреев и одного хохла. Издеваются", - добавил глава государства.
"Друг Путина" Тимченко еще в первые дни после этого выступления президента, в мае текущего года, уверял, что не намерен обращаться в суд.
Между тем, как показал опрос "Левада-Центра", россияне мало следят за делами крупнейших бизнесменов страны, которые чаще других упоминаются как ближайшее окружение президента Путина. На вопрос, известны ли им имена Юрия Ковальчука, утвердительно ответили 8% опрошенных, Аркадия и Бориса Ротенбергов - 15%, Геннадия Тимченко - 11%. Не знают никого из них 77% респондентов.