Арестованного фигуранта резонансного уголовного дела в отношении участников молодежного движения "Новое величие" Вячеслава Крюкова, который уже месяц держит голодовку, тайно переправили из столичного изолятора N3 в больницу при СИЗО N1 "Матросская тишина". Об этом сообщил член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Евгений Еникеев, который посетил Крюкова в этой больнице и рассказал о состоянии голодающего.
"Его перевели туда еще вечером 5 октября, не уведомив об этом ни его адвоката, ни родственников, - написал Еникеев на своем сайте. - О переводе никого не уведомили не адвоката, не родственников. О том что Крюков в "Матросской тишине", узнал правозащитный активист Константин Котов, который пытался передать витамины в СИЗО-3, но их у него не приняли, пояснив что Вячеслав в "Матросской тишине".
- Голодающий Крюков обратился за помощью к Москальковой, считающей такую форму протеста "неэффективной"
- Родители фигурантов дел "Нового величия" и "Сети" готовят протестное шествие в Москве
- Омбудсмен ЯНАО опроверг заявления ФСИН: Сенцов продолжает голодовку
Член ОНК пообщался с арестантом, объявившего голодовку в СИЗО-3 после продления ему ареста 11 сентября. "Вячеслав находился в палате интенсивной терапии, он рассказал что по прибытии ему сделали УЗИ, взяли кровь из вены и взвесили, - сообщил Еникеев. - Он весил 50 кг. Делают поддерживающие капельницы по два раза в сутки и превентивно дают препараты от язвы желудка. От голодовки он по прежнему не отказывается".
"По словам врачей, УЗИ зафиксировало изменения всех внутренних органов, кроме селезенки, особенно пострадали почки. Врачи считают что для такого срока голодовки изменения довольно серьезны. Но на сегодняшний день эти изменения обратимы", - резюмировал Еникеев.
2 октября Совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ выразил обеспокоеннорсть состоянием здоровья Крюкова и попросил срочно предоставить заключенному витамины, отметив, что Крюков настроен на продолжение голодовки. "Он думает, что иным способом обеспечить законность, справедливость и объективность расследования по уголовному делу, по которому он обвиняется, невозможно", - сообщил тогда член СПЧ Андрей Бабушкин после посещения арестованного, выразив мнение, что здоровье Крюкова в случае продолжения голодовки "находится в опасности". На тот момент арестант только пил воду из-под крана.
Ранее Крюков написал открытое письмо уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой, в котором попросил ее посодействовать в его переводе под домашний арест. "Я нахожусь под стражей в СИЗО уже более полгода. Сейчас все это превращается уже в психологическую пытку", - подчеркнул он.
20-летний Крюков, который переехал в Москву из Геленджика и являлся студентом Российского государственного университета правосудия, в письме омбдсмену отметил, что заявленные ранее следователем обстоятельства о необходимости содержания его под стражей в настоящее время отпали, о чем свидетельствует тот факт, что из 10 фигурантов дела уже шесть содержатся под домашним арестом.
Адвокат Дмитрий Иванов, представляющий интересы Крюкова, еще в середине сентября сообщил, что состояние здоровья его подзащитного серьезно ухудшилось, "он резко похудел, началась тахикардия, боли в ногах, в животе".
16 марта Дорогомиловский районный суд Москвы заключил под стражу Анну Павликову, Марию Дубовик, Петра Карамзина, Дмитрия Полетаева, Вячеслава Крюкова и Руслана Костыленкова, а Максима Рощина, Павла Ребровского, Сергея Гаврилова и Рустама Рустамова поместили под домашний арест. Впоследствии Павликова, которой на момент ареста было всего 17 лет, и 19-летняя Дубовик также были отправлены под домашний арест.
К тому времени в Москве были организованы акции протеста в поддержку арестованных девушек и других фигурантов. Однако Следственный комитет, который ходатайствовал о смягчении меры пресечения, объяснял это тем, что все основные действия по делу завершены, свидетели допрошены, экспертизы назначены. Поэтому нахождение девушек в следственном изоляторе более нецелесообразно.
Фигурантам дела инкриминируют создание и участие в экстремистском сообществе (ч. 1 и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ). Следствие считает, что целью обвиняемых было свержение конституционного строя в России и установление временного правительства. По версии следствия, участники движения хотели захватить власть в России после государственного переворота.
Защита фигурантов утверждает, что обвинение было построено на показаниях сотрудника силовых структур, в том числе, внедренного в группу в рамках оперативных действий штатного сотрудника Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ Александра Константинова, который представлялся активистам как Руслан Д. Именно он арендовал для группы помещение, обеспечивал ее финансово, стал автором "экстремистского" устава организации и самого названия "Новое величие". А потом именно он и стал ключевым свидетелем в этом деле.
Между тем адвокат Максим Пашков сообщил 11 сентября, что в деле фигурируют показания несовершеннолетней девушки и еще трех свидетелей: Юрия Испанцева, Максима Расторгуева и Александра Константинова. "В отношении них мера пресечения не избиралась, но нам достоверно известно, что именно на основании их показаний и было возбуждено данное уголовное дело", - заявил защитник.
В тот же день Дорогомиловский суд продлил до 13 декабря домашний арест еще двум фигуранткам дела - Павликовой и Дубовик, которых адвокаты просили отпустить под подписку о невыезде. Днем ранее этот же суд продлил до 13 декабря домашний арест еще четверым фигурантам дела - Рощину, Ребровскому, Гаврилову и Рустамову, а 12 сентября продлил на тот же срок арест Крюкова, Костыленкова, Полетаева и Карамзина.
В поддержку Павликовой и Дубовик была организована широкая общественная кампания. В первую неделю августа "Новая газета" создала петицию сайте Change.org с требованием изменить меру пресечения для Павликовой и Дубовик, которые на тот момент содержались под стражей уже пять месяцев. Петицию подписали почти 180 тысяч человек.
15 августа в Москве прошел несогласованный с властями "Марш матерей", участники которого требовали отпустить арестованных фигурантов дела "Нового величия" из СИЗО. На следующий день по ходатайству следствия Павликова и Дубовик были переведены судом из СИЗО под домашний арест.
В конце августа на сайте Change.org появилась другая петиция с требованием к руководству России полностью прекратить дело "Нового Величия". Ее инициатором стал исполнительный директор фонда "За права человека" Лев Пономарев.
Эту петицию подписали уже более 200 тысяч человек, в том числе журналист Владимир Познер, музыкант Андрей Макаревич, писатели Людмила Улицкая и Павел Катаев, актеры Лия Ахеджакова и Лев Прыгунов, музыкант Алексей Паперный, глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, экономист Сергеем Алексашенко, политики Владимир Рыжков и Геннадий Гудков и многие другие известные люди.
С похожим заявлением в прокуратуру и Следственный комитет обратилась мать Павликовой.
В конце сентября правозащитный центр "Мемориал" признал десятерых обвиняемых по делу "Нового величия" политзаключенными и "жертвами полицейской провокации". Как сообщали в организации, "Новое величие" фактически было создано спецслужбами, которые постарались придать ему экстремистские черты.