Председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин признал, что в Конституции РФ имеются недостатки, которые, по его мнению, можно исправить путем внесения "точечных изменений". Об этом говорится в его статье "Буква и дух Конституции", опубликованной накануне в "Российской газете".
По мнению Зорькина, к таким недостаткам, в частности, относятся: "отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры".
- Подготовка к реформе началась год назад, а завершить ее планируется до 2024 года
Как указал глава КС, конструкция статьи 12 Конституции дает повод к противопоставлению органов местного самоуправления органам государственной власти, в то время как органы местного самоуправления по своей природе являются нижним звеном публичной власти. Недостатки существуют и в разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, говорится в статье.
"Но подобные недостатки вполне исправимы путем точечных изменений, а заложенный в конституционном тексте глубокий правовой смысл позволяет адаптировать этот текст к меняющимся социально-правовым реалиям в рамках принятой в мировой конституционной практике доктрины "живой Конституции", - написал автор материала.
Зорькин добавил, что опора на эту доктрину дает возможность, не искажая сути правового смысла, выявлять его актуальное значение в контексте современных социально-правовых реалий. Он отметил, что КС давно ориентируется на такой подход к толкованию Конституции. По мнению председателя суда, России следует и дальше идти по этому пути, "стремясь глубже понимать, раскрывать и постоянно развивать правовой потенциал нашего Основного Закона".
Глава КС назвал недальновидными и опасными представления о том, что путем радикальной конституционной реформы "можно развернуть ход событий в каком-то более правильном направлении", поскольку они чреваты резкой социально-политической дестабилизацией.
"Разговоры о том, что можно изменить структуру жизни с помощью одних лишь юридических решений - это наивный идеализм, если не что-то худшее", - отметил он, пояснив, что такой подход опасен прежде всего потому, что Конституция одновременно выполняет и важнейшую социально-интегративную функцию. Внутри страны Конституция - ключевой фактор обеспечения общественного согласия и, значит, социально-политической стабильности, подытожил он.
Как отметил Зорькин, в настоящее время главным источником напряженностей в российском обществе является нерешенность социально-экономических проблем. По словам главы КС, социальное напряжение, порождаемое чувством несправедливости, усугубляется усталостью населения от трех десятилетий реформ, а также беспрецедентным экономическим давлением на Россию со стороны западных стран.
Несправедливая приватизация крупной собственности, проведенной в стране в 90-е годы прошлого века, привела к социальным проблемам и массовой бедности, говорится в статье. Еще одной "сферой несправедливости", по-прежнему актуальной для России, оказывается проблема коррупции, указывает автор материала.
Председатель КС считает, что российской юридической теорией и практикой должны быть востребованы идеи русской философии конца ХIХ - начала ХХ веков с ее учениями о соборности, всеединстве, всечеловечности, со стремлением "соединить идею абстрактного, обезличенного формально-правового равенства с идущей от раннего христианства идеей ответственности каждого не только за себя, но и за других".
По мнению Зорькина, "нужна правовая теория, синтезирующая в рамках понятия права идеи индивидуальной свободы и социальной солидарности". "Такой подход к правопониманию в наибольшей степени соответствует ментальности российского народа, его правовому и нравственному сознанию", - считает он.
"Сейчас же нам нужно признать, что Россия еще не выработала такую стратегию развития, которая отвечала бы ожиданиям российского общества и его представлениям о справедливости, а также тому новому месту в мире, на которое претендует наша страна", - написал Валерий Зорькин. Он предложил соединить присущий российскому народу коллективизм с созданием конкурентной экономической и политической среды.
Возможное изменение Конституции связали с подготовкой Путиным "транзита власти"
Власти пока не комментировали статью главы КС, отмечает РБК. Между тем глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что в ближайшее время изменения в Конституции не требуются.
Конституция РФ была принята в декабре 1993 года. Изменения в нее вносились несколько раз. В частности, с 31 декабря 2008 года вступили в силу поправки, увеличивающие срок полномочий президента и Госдумы. В феврале 2014 года из Конституции было исключено упоминание Высшего арбитражного суда, а также расширены полномочия президента по назначению прокуроров и дополнительных представителей в Совете Федерации.
После президентских выборов в марте 2018 года журналисты поинтересовались у Владимира Путина, собирается ли он менять текст Конституции в будущем. "Пока я никаких реформ не планирую", - ответил глава государства.
Однако накануне некоторые СМИ со ссылкой на телеграм-канал "Незыгарь" сообщили, что президент в канун 25-летия Конституции России может инициировать проведение конституционной реформы. "Конституционная реформа позволит создать новую конституционную модель власти и инициировать проведение досрочных выборов президента РФ", - говорилось в сообщении.
Комментируя сообщения, президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов предположил, что возможное изменение Конституции РФ может быть частью стратегии Путина по подготовке транзита власти. Такое мнение он высказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
"Не имея внятной схемы транзита власти, запускать такую реформу без внятной цели было бы немного рискованно. Иначе это выглядело бы как спонтанная реакция на проблемный единый день голосования в ряде регионов в сентябре, а не элемент какой-то стратегии и подготовки транзита власти", - сказал политолог.
Виноградов напомнил, что в ответ на предыдущие изменения Конституции не возникло протестной мобилизации общества, несмотря на критику реформы. Политолог объяснил отсутствие протестных настроений надеждами, возлагаемыми на президентство Дмитрия Медведева, и смещением внимания международного сообщества на другие инициативы правительства РФ.