Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин вызвал праведный гнев у своих подопечных, журналистов, призвав их работать в соответствии с "единственной" своей целью - зарабатывать деньги для владельцев СМИ
svoboda.org
 
 
 
Почуяв растущее в воздухе напряжение, он объяснил свою позицию - философски: "То, что я сказал, может нравиться, может не нравиться, но это объективная реальность, такова жизнь. И другой у нас не будет"
youtube.com
 
 
 
Телеведущий Владимир Соловьев считает, что после такого выступления Волину, которого он знает как "человека разумного", следует уйти в отставку
Россия-1

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин вызвал праведный гнев у своих подопечных, журналистов, призвав их работать в соответствии с "единственной" своей целью - зарабатывать деньги для владельцев СМИ. Высокопарные заявления о борьбе за свободу слова, о несении правды в массы - это все не бизнес, потому имеет место быть лишь постольку поскольку, считает чиновник. Журналисты не согласились, вспомнив об этике, Конституции и негласных нормах поведения госслужащих. Им и тут указали на место: замминистра назвал вещи своими именами.

"Журналист должен твердо помнить, что у него нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, повести человечество правильной дорогой. Это все - не бизнес. Задача журналиста - зарабатывать деньги для тех, кто его нанял. А сделать это можно, лишь став интересным зрителям, слушателям, читателям", - заявил Волин в ходе своего выступления в рамках ежегодной научно-практической конференции на факультете журналистики МГУ.

Конечно, работник СМИ должен освещать и резонансные, так сказать, темы, допустил чиновник. Но тут же оговорился: "В меру внимания каждого владельца СМИ и тех задач, что стоят перед ними".

"Нам четко надо учить студентов тому, что, выйдя за стены этой аудитории, они пойдут работать "на дядю". И "дядя" будет говорить им, что писать и что не писать. И как писать о тех или иных вещах. И дядя имеет на это право, потому что он им платит", - убежден Волин. Почуяв растущее в воздухе напряжение, он объяснил свою позицию - философски: "То, что я сказал, может нравиться, может не нравиться, но это объективная реальность, такова жизнь. И другой у нас не будет".

Если фатализм замминистра кое-кто из журналистов и разделяет, то его пассаж о работе "на дядю" пишущая братия все же не оценила. В частности, "Газета.ru" отмечает, что многие российские журналисты восприняли выступление Волина как нападки на их профессиональную этику, того же мнения придерживаются и на самом журфаке МГУ.

"Волин не в первый раз высказывает подобные мысли: это его старая личная позиция", - заявил изданию вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов. В этой оценке с ним сходится журналист Олег Кашин. По его словам, Волин исповедует такую модель отношения между СМИ и обществом еще с 1990-х, когда нынешний замминистра работал первым заместителем начальника управления по связям с общественностью администрации президента.

"Свобода слова в России гарантирована Конституцией. Любой журналист, на мой взгляд, должен руководствоваться этим конституционным положением и нормами закона о СМИ", - заявил в свою очередь политолог Дмитрий Орлов.

Тележурналист Владимир Познер также не согласен с Волиным. У журналиста, по его словам, другой хозяин: "Понятно, что если тебя нанимают, неважно кто - государство или частное лицо, то тебя нанимают с какой-то целью, но при этом ни те, ни другие не могут заставить тебя изменить журналистике. А журналистика - это такая же профессия, как, скажем, медицина, это профессия, которая требует от человека служения только одному хозяину. Этот хозяин - это твоя публика. Если ты этого не делаешь, если ты не считаешь, что главное - это служение аудитории, то ты перестаешь быть журналистом или им не становишься", - цитирует Познера BFM.ru

Телеведущий Владимир Соловьев считает, что после такого выступления Волину, которого он знает как "человека разумного", следует уйти в отставку. Речь замминистра он считает "неприемлемой по форме" и объясняющейся "его личным скепсисом": "То, что он сказал, оскорбительно для нашей профессии и в высшей степени несправедливо, а когда это произносит чиновник, это уже не просто его личное мнение, это можно воспринять как установку всего Министерства связи и массовых коммуникаций".

Того же мнения придерживается журналист Светлана Распопова, которая считает, что своим выступлением Волин "опрокинул к чертям собачьим всю педагогику". "Потом, в кулуарах конференции, шло негласное обсуждение выступления господина Волина. Кто-то хвалил, кто-то ругал, но все сошлись в том, что в устах государственного чиновника такого уровня это звучало неуместно и оскорбительно по отношению к присутствующим", - пишет Распопова в блоге "Эхо Москвы".

Замминистра ответил на критику: "Аудитории не понравилось. Бывает"

Замминистра в отставку, однако, пока не собирается, так как он убежден в своей правоте и полагает, что выступление его было воспринято негативно лишь потому, что существует разрыв между представлениями российских академических кругов о медиарынке и реальной ситуацией.

"Я, в общем, пытался объяснить, скажем так, либеральной аудитории при помощи рыночных механизмов, каким образом работает СМИ, а аудитории это не понравилось. Бывает, - пояснил Волин РИА "Новости". - Если мы хотим, чтобы медиа развивались, они должны быть коммерчески успешными. Все остальное - это было производным от этого выступления. Но оно зачастую встречает или непонимание, или возражения со стороны ряда представителей, людей, которые или учат студентов, или выступают, или считают себя экспертами по медийному рынку".

Стоит отметить, что обсуждение инцидента в соцсетях и блогах собрало определенное число сторонников разоткровенничавшегося замминистра. Точнее, сторонников этой самой откровенности, поспешивших уличить всех недовольных выступлением Волина журналистов в лицемерии: сами-де знаете, что и как, но на публике говорите об этике.

"Волин не открыл никаких Америк. Но нарушил этикет. Взял и назвал го**о тем, что оно есть", - пишет один из комментаторов в блоге "Эха Москвы". С ним соглашаются: "Ещё скажите, что это не так!", " Интересно, кто-то видел независимого журналиста?", "Именно тому, что говорит Волин, там и "учат", и именно такие в 99% представители "второй древнейшей профессии" из российских факультетов "журнолизтики" выходят".

"Нет в стране важнее проблемы…"

Выпускники факультетов, впрочем, непреклонны и убедительно просят не путать их с "древнейшими". "Имеет смысл помнить: вы не шлюха, вы журналист. Разницу видно плохо, но она есть", - приводит "Коммерсант" высказывание журналиста и писателя Ильи Стогова.

В Союзе журналистов России признали, что авторитет профессии подорван, но тем не менее отказываться от своей миссии члены СЖР не готовы. "Мы обращаемся за поддержкой к органам власти: подавление, унижение прессы может принести краткосрочные политические выгоды, но в перспективе смертельно опасно и для самой власти…Мы обращаемся к самим журналистам: только вернувшись к бездарно растраченным ценностям, мы способны обеспечить свое профессиональное будущее... Нет в стране важнее проблемы, чем восстановление утраченного во многом доверия. И журналисты на этой работе не отказываются от своей традиционной, глубоко укорененной в национальной истории роли. Что бы про нас ни говорили", - говорится в заявлении СЖР, впопыхах и эмоционально, судя по наличию грамматических ошибок и опечаток, выложенному на сайте Союза.