В первый день Нового года, когда президент России Владимир Путин принимал председательство в "большой восьмерке", он насмеялся над свободным рынком - символом веры этого эксклюзивного клуба ведущих индустриальных стран, прекратив поставки российского природного газа на Украину. Эта неприкрытая попытка оказать воздействие на украинскую политику демонстрирует контроль Кремля над прибыльным российским энергетическим сектором.
Путин весьма далек от идеала "большой восьмерки", заключающегося в том, что геополитика должна быть отделена от коммерции. Он может инфицировать и других членов этого капиталистического клуба неизлечимой болезнью коррупции, от которой страдает Кремль, пишет одно из ведущих периодических изданий Бостона The Boston Globe. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)
Демарш Путина против Украины практически немедленно привел к негативным последствиям. Европейские потребители российского природного газа обнаружили, что их поставки, которые идут через трубопровод, пересекающий Украину, снизились на объем, соответствующий аннулированной доле Украины. Предсказуемым результатом этого стало недовольство со стороны европейской общественности ненадежностью России как основного поставщика природного газа. Путин был вынужден пойти на уступки и заключить с Украиной договор на пять лет, предусматривающий постепенное повышение цен.
Приятно было бы считать, что Путин извлек из этого урок. Однако нет никаких оснований думать, что он планирует изменить курс по доминированию Кремля в российском энергетическом секторе и по использованию активов этого сектора для давления на другие страны.
Если у кого-то еще оставались сомнения относительно управления Путиным российскими контролируемыми государством энергетическими конгломератами, то после роли, которую он взял на себя в столкновении с Украиной, они развеялись окончательно. Официальные представители энергетического гиганта "Газпром", как показывало контролируемое государством ТВ, отчитывались непосредственно перед Путиным. Именно он давал им команды, как действовать в переговорах с Украиной по поводу цен и стоимости транзита для природного газа "Газпрома".
Даже после того как европейские лидеры выразили свою обеспокоенность по поводу политического манипулирования Кремля в энергетике, Путин продолжал с гордостью играть роль истинного главы "Газпрома". Он хотел произвести впечатление на российскую общественность тем, что решения "Газпрома" по вопросам трубопроводов и энергетики принимаются не в соответствии с принципами свободного рынка, а из политических соображений - чтобы наказать Украину за желание уйти из-под влияния России под крыло Европы.
Особенно неприятной деталью истории с путинским манипулированием в энергетике с целью усиления влияния Кремля за пределами России стало то, что недавний канцлер Германии Герхард Шредер был использован в качестве инструмента этой игры. Он принял решающее участие в заключение сделки о строительстве газопровода, идущего в Германию в обход Украины и Польши по дну Балтийского моря. В качестве явной компенсации со стороны Путина за эту услугу Шредер получил должность главы консорциума по строительству трубопровода стоимостью в 4,8 млрд долларов.