Майор ФСБ в Иркутске организовал похищение и пытки предпринимателя из-за потерянного спьяну кошелька с 3 тыс. рублей
Moscow-Live.ru

Издание "Медиазона" опубликовало абсурдную историю майора Федеральной службы безопасности (ФСБ) Александра Матяша из Иркутска, который из-за украденного у него кошелька с тремя тысячами рублей организовал похищение и пытки местного предпринимателя Турала Абдуллаева, абсолютно непричастного к этой краже. Расплата за все это оказалась суровой - Матяша уволили из ФСБ и осудили на 6,5 года лишения свободы.

События, вылившиеся в уголовное дело против Матяша и привлеченных им подельников, произошли в июне 2015 года.

"Ко мне на мойку приехал мой знакомый эфэсбэшник Александр Матяш с жесткого похмелья, - рассказал изданию 30-летний иркутский предприниматель Абдуллаев. - Мы поздоровались, я ему даже бутылку пива дал, чтобы опохмелиться. Он сказал, что вчера возле папиного павильона его ограбили и украли кошелек". Отец Абдуллаева владеет небольшим продуктовым магазином и автомойкой в Иркутске.

По словам Абдуллаева, Матяш описывал события 20 июня 2015 года так: "Якобы двое парней, один вроде нерусский, перед крыльцом павильона подошли, Матяш предложил купить им пива, а нерусский попросил купить воды. Он достал кошелек, и в этот момент парень выхватил его и побежал". В кошельке были три тысячи рублей и служебная печать, уточнил майор ФСБ.

Рассказав все это, Матяш, по словам Абдуллаева, попросил его найти вора, поскольку Абдуллаев знаком с многими криминальными личностями из района Ново-Ленино, где он живет и который считается одним из самых опасных районов в Иркутске.

"Я обзвонил всех, но была тишина, - рассказал предприниматель. - Потом зашел в супермаркет рядом с павильоном, где стоят камеры, направленные в мою сторону. На них четко видно, как [Матяш] выходит из павильона с какой-то девушкой и идет в сторону парка. Продавец сказал, что он был пьяный. Мне стало ясно, что на крыльце его никто не грабил".

Абдуллаев посоветовал Матяшу просто написать в полицию заявление о краже кошелька. Через несколько дней Матяш снова пришел к Абдуллаеву и заявил, что разговаривал "с Мусой из тюрьмы", который сказал, что "по-любому хозяин павильона в теме, кто там отрабатывается, с ним делится". Абдуллаев утверждает, что "послал" Матяша, после чего тот начал угрожать ему задержанием.

"Маски-шоу"

12 июля 2015 года предприниматель вместе с двумя приятелями приехал на вышеупомянутую мойку. У ворот стояли микроавтобус Toyota Town Ace и внедорожник Lexus. Дальнейшие события описаны в приговоре Иркутского гарнизонного военного суда.

"Выйдя из машины, [Абдуллаев] поздоровался с ожидавшим его там Матяшом и увидел, как к ним подбежало не менее пяти вооруженных мужчин, - сказано в документе. - В руках они держали автоматы Калашникова и пистолеты, на них была специализированная форма, бронежилеты и маски с прорезями для глаз. Трое из нападавших были азиатской внешности. Матяш сказал мужчинам, что именно Абдуллаева нужно погрузить в машину".

По словам Абдуллаева, Матяш тогда сказал, что приехал с людьми из милиции, которые хотят поговорить по поводу ограбления. "Я сказал, что без проблем. Повернул голову, а там в метрах 25 маски-шоу: человек семь, вооруженные, кричат: "Лежать! Спецназ ФСБ!". Мы сразу упор лежа приняли. После этого надели мне наручники, подняли и гуськом в машину", - рассказал предприниматель.

Его погрузили в багажник микроавтобуса, номера которого он успел запомнить. Один из людей в маске сел рядом, нанес Абдуллаеву несколько ударов, забрал травматический пистолет и мобильный телефон. Его отвезли на берег реки Ангары, где били сначала руками, а затем один из похитителей, оказавшийся судебным приставом Анатолием Цыденжаповым, по указанию Матяша стал "жалить" похищенного электрошокером.

Со слов Абдуллаева, пристав повалил его на землю, придавил коленом, угрожал убийством, требовал сказать, кто украл кошелек, вернуть три тысячи рублей, бил предпринимателя электрошокером в область груди, живота, левого бедра, спины и правой ключицы. Позже медицинская экспертиза зафиксировала повреждения, которые были квалифицированы как не причинившие вред здоровью.

"Матяш за этим всем наблюдал, командовал парадом, - отметил Абдуллаев. - После того, как я согласился, мы поехали обратно. На 18-м Советском переулке меня высадили, забрали [травматический] пистолет, сказали, что когда три тысячи принесу Матяшу, тогда его вернут. Сказали мне лечь в канаву и уехали"

В канаве Абдуллаева и подобрали отправившиеся на его поиски друзья. Предприниматель обратился с заявлением в полицию, однако, по его словам, там сначала даже не дали направление на снятие побоев, и ему пришлось идти к судмедэкспертам самому. Через два месяца военно-следственный отдел Следственного комитета по иркутскому гарнизону возбудил в отношении Матяша и его подельников уголовное дело о похищении человека, разбое, вымогательстве и грабеже, поскольку Цыденжапов, отобрал у похищенного золотую цепь весом 100 граммов стоимостью 174 тысячи рублей.

Следствие пришло к выводу, что Матяш решил похитить Абдуллаева, чтобы найти вора и вернуть кошелек с тремя тысячами, и привлек к похищению своих знакомых: Цыденжапова, братьев Виталия и Виктора Шобоевых из патрульно-постовой службы и сотрудников бара Club 7 Алексея Карпюка и Дмитрия Голобокова.

Чтобы "создать иллюзию работы правоохранительных органов" и избежать сопротивления, сообщники надели спецодежду, бронежилеты и маски. С собой у них был травматический пистолет "Оса", а также "предметы, похожие на автомат АК-47 и пистолет", сказано в приговоре суда.

Суд

Из-за того, что один из обвиняемых оказался действующий сотрудник ФСБ, дело рассматривал Иркутский гарнизонный военный суд. Судебный процесс начался в октябре 2017 года. В суде все шестеро фигурантов дела не стали признавать свою вину, а некоторые из них отказались давать показания перед судом, ссылаясь на 51-ю статью Конституции.

Во время следствия часть обвиняемых не отрицала произошедшее на берегу Ангары. Матяш утверждал: он действительно считал, что Абдуллаев может знать похитителя кошелька. Своими подозрениями он поделился со знакомыми, и в итоге пристав Цыденжапов решил "организовать помощь Матяшу в решении вопроса" - похитить Абдуллаева. Матяш также не отрицал, что в день похищения находился на мойке и на берегу Ангары, но уверял, что считал все происходившее полицейской операцией по захвату Абдуллаева как причастного к похищению кошелька.

В суде на тот момент уже бывший сотрудник ФСБ Матяш, которого уволили еще до возбуждения дела, указывал на различные нарушения в работе следствия. Например, по словам подсудимого, после проверки показаний на месте он подписал пустой бланк протокола.

Цыденжапов во время следствия приводил другую версию событий: он якобы считал, что участвует в операции ФСБ под руководством Матяша.

15 мая 2018 года суд признал всех фигурантов виновными. 47-летнего Матяша приговорили к 6,5 года лишения свободы в колонии общего режима. При этом суд не стал лишать его звания майора.

34-летнего Цыденжапова осудили на 6,5 года колонии строгого режима. Аналогичное наказание вынесли его ровеснику Карпюку. 33-летнему Голобокову назначили наказание 5 лет 9 месяцев в колонии строгого режима. Сотрудники ППС Шобоевы (обоим по 33 года) получили по 5,5 года колонии строгого режима.

В июле Восточно-сибирский окружной военный суд в Чите рассмотрел апелляционную жалобу на этот вердикт и исключил из приговора указание на строгий режим Матяшу.

По словам адвоката пристава Артура Исмаилова, его подзащитный и остальные фигуранты дела, за исключением Матяша, просто "дураки, потому что повелись на такое и слетели на ровном месте". Также он рассказал, что Матяша "знал весь район как местного алкоголика".

"Я считаю, что он позор ФСБ, - добавил защитник. - Это пародия, как он дошел до майора, я ума не приложу. Он недалекий человек".

"Матяш в суде вел себя, как клоун, - добавил Исмаилов. - Прикинулся больным, маму с собой таскал на заседания. Пытался показать всем, что он жертва. Приговор ему смягчил тот факт, что дело строилось на его показаниях. Суду выгодно было, чтобы он не обжаловал. Но он скоро освободится. Насколько я знаю, это уже практически решенный вопрос".

Обращения к Путину и Жириновскому: "Кавказцы-мусульмане "забивают" патриота России"

Между тем Матяш пытался представить всю эту историю совершенно в ином свете, с националистической окраской. В сети опубликовано несколько открытых писем от имени Матяша, адресованных президенту РФ Владимиру Путину и лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому.

В этих обращениях с громкими названиями "Тактика доведения до самоубийства в военном следствии г. Иркутска" или "Как чекиста упекают в "психушку" ВСО и прокуратура Иркутска", говорится, что дело против майора ФСБ сфальсифицировано следствием, а сама "уголовка явно заказная, за этим стоит азербайджанская диаспора".

"Кавказцы-мусульмане совсем "забивают" меня, русского офицера, патриота России, награжденного медалями и почетным знаком Управления ФСБ России!, - жаловался Матяш в письме Жириновскому в ноябре 2016 года. - Картина вырисовывается очевидная: мусульмане меня избили и ограбили, другой кавказец Абдуллаев меня оклеветал, а кавказец-следователь Султыгов сфабриковал заказное дело с подставными свидетелями и хочет засадить меня. Ранее он предлагал за два миллиона уладить вопрос, но я это предложение даже не рассматривал, чекисты взяток не дают, тем более нерусским (себя не уважать)!"

И далее продолжает: "Если сегодня безнаказанно мусульмане бьют и грабят ФСБ-шника, то завтра они будут насиловать женщин и резать нам всем головы. Зная, что Вы за русских, прошу помощи именно у Вас, как военного, честного человека".

По словам Абдуллаева, уже через две недели после его обращения в полицию ФСБ подготовило Матяшу все документы для ухода на пенсию по собственному желанию. В материалах уголовного дела указано, что Матяш был уволен из ФСБ в июле 2015 года, что есть в том же месяце, когда был похищен Абдуллаев.

"Я так и не понял, чего он хотел добиться, - отметил Абдуллаев. - У нас были дружеские отношения, и чтобы я был замешан в краже кошелька с тремя тысячами рублями - это же смешно. Я так думаю: вот эти отморозки (подельники Матяша) думали, что ФСБ решает все вопросы. Их попросили помочь, они сказали "поехали". Один участвовавший в похищении остался неустановленным. Могу предположить, что это тоже какой-то сотрудник или человек, у которого очень хорошие подвязки".