На днях президент РФ Владимир Путин назначил бывшего главу Службы экономической безопасности и управления собственной безопасности ФСБ Сергея Королева новым первым замдиректора ФСБ России. "Важные истории" выяснили, что он оказался связан сразу с несколькими известными лидерами преступного мира, обвиняемыми в заказных убийствах и похищениях людей. Некоторые подробности взаимоотношений чекиста и руководителей организованных преступных группировок публиковались в СМИ, но на карьере Королева это не сказалось.
Сергея Королева считают одним из самых "закрытых" руководителей спецслужб. Он родился в 1962 году в Бишкеке, его покойный отец был командиром воинской части и дружил с Виктором Зубковым - заместителем Путина в Комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга в начале 1990-х годов. В 1999 году Зубков занял должность замминистра по налогам и сборам, в 2007-м стал председателем Правительства России, а в 2008-м - главой совета директоров "Газпрома". Сам Королев сделал карьеру в ФСБ, поработав начальником отделения, начальником отдела и руководителем управления и заслужив репутацию "очень толкового опера". Однако его имя регулярно всплывает в делах, связанных с криминальным миром.
Так, в марте 2004 года оперативники уголовного розыска ГУВД по Санкт-Петербургу задержали уроженца Иркутской области Олега Маковоза. Следствие сочло его одним из членов преступной группировки, основанной в городе Братске и распространившей деятельность на другие регионы России, в том числе на Санкт-Петербург. Лидером "братской" ОПГ российские СМИ называли авторитетного предпринимателя Владимира Тюрина, впоследствии включенного в санкционный список США как лидера транснациональной криминальной организации.
Олег Маковоз руководил охранной фирмой "Стронг" в Санкт-Петербурге, в ней работали бывшие спецназовцы, которые оказались причастны к целой серии громких заказных убийств. В 2009 году Маковоз был осужден на 23 года лишения свободы за убийство лидера "казанской" ОПГ Рустама Равилова, похищение человека и вымогательство. Проверяя круг знакомых Маковоза, оперативники уголовного розыска ГУВД Санкт-Петербурга выяснили, что главарь киллеров активно общался с Сергеем Королевым: характер этих отношений, по мнению оперативников, был похож на взаимовыгодное сотрудничество.
По мнению источников, "дело Маковоза" было не просто громким расследованием, а эпизодом большой войны за влияние между милицией и ФСБ и, в частности, между Сергеем Королевым и Владиславом Пиотровским - в то время начальником криминальной милиции города, а позже руководителем ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. После "дела Маковоза" Сергей Королев подал рапорт о переходе в действующий резерв Федеральной налоговой службы (ФНС). Ее руководителем тогда был зять Виктора Зубкова Анатолий Сердюков, который позже возглавил Министерство обороны, а Королев стал его советником.
Еще одним интересным эпизодом стал случай в 2008 году, когда испанская полиция провела масштабную спецоперацию "Тройка", в результате которой были арестованы "лидеры русской мафии", как их называли местные СМИ. Среди арестованных был и известный в Санкт-Петербурге предприниматель Геннадий Петров.
В 2010 году испанские власти отпустили Петрова под залог, а через некоторое время он и другой подозреваемый Леонид Христофоров отпросились в Санкт-Петербург по состоянию здоровья, откуда не вернулись. Испания объявила их в международный розыск, но российские власти представили испанскому суду отчеты о том, что у них нет никакий претензий к фигурантам дела. Судя по опубликованным в СМИ прослушкам телефонных переговоров Геннадия Петрова, предприниматель общался с самыми высокопоставленными чиновниками России, включая Зубкова и Сердюкова, а также некоего человека по кличке Болтай-нога, или Гуляй-нога.
Сообщается, что Болтай-нога работал у Анатолия Сердюкова и вместе с ним помогал Петрову с назначением нужных ему людей на ключевые государственные посты. Например, Петров активно обсуждал со своими собеседниками назначение Александра Бастрыкина на должность председателя Следственного комитета, а сам Болтай-нога помогал с продвижением по службе Николая Аулова, последовательно занимавшего посты начальника Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу и замдиректора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
The Insider предположил, что под именем Болтай-ноги скрывался именно Сергей Королев. Так, Болтай-ногу, как и Королева, зовут Сергей, он также имел отношение к ФСБ и работал советником Анатолия Сердюкова. В еще одном разговоре Петрова упоминается некий Минаев - "правая рука" Болтай-ноги, которого характеризуют как снайпера. Издание отмечает, что славой одного из лучших снайперов страны пользуется Игорь Медоев, работавший заместителем Сергея Королева в Министерстве обороны. Два человека, знакомые с Сергеем Королевым, также прослушали редкую запись разговора Болтай-ноги и подтвердили, что на пленке действительно звучит голос Королева.
В 2018 году Австрия экстрадировала в Россию Аслана Гагиева, которого российские правоохранительные органы обвиняют в создании преступной группировки и организации убийств. Как считает следствие, преступная организация, созданная и возглавляемая Гагиевым, начала свою деятельность в 2004 году и насчитывала более 50 участников. В результате ее деятельности на территории Москвы, Московской области и в Северной Осетии были убиты 60 человек, в том числе сотрудники правоохранительных органов, чиновники республиканского и городского уровней, бизнесмены и другие лица.
При этом группа Аслана Гагиева не была типичным преступным сообществом: ее участники даже полагали себя засекреченным подразделением ФСБ. Так, жертвами группировки были члены банды, которая в середине 2000-х занималась похищениями детей в Северной Осетии. Лидером этой банды был брат бывшего заместителя министра внутренних дел: обращения родственников похищенных в правоохранительные органы ни к чему не приводили, но когда за дело взялась группа Гагиева, банда была уничтожена, а похищения прекратились. В то же время члены группы убивали и случайных прохожих, а также друг друга, когда опасались предательства. Сам Гагиев пользовался огромной популярностью и уважением в Северной и Южной Осетии, участвовал в штурме школы в Беслане в 2004 году и воевал против Грузии в 2008 году, а также занимался благотворительностью.
Во время экстрадиционного процесса в Австрии адвокаты Аслана Гагиева и он сам настаивали на том, что в России ему угрожает месть со стороны высокопоставленных чиновников, которым он платил взятки, а ранее его и членов его группы пытали оперативники ФСБ. Например, люди Гагиева покупали квартиры родственникам замминистра промышленности России и заместителя Александра Бастрыкина в СК. При этом в показаниях Гагиева фигурирует некий "руководитель девятой службы ФСБ", который вывез его из России.
Судя по всему, под "девятой службой" ФСБ Гагиев имел в виду Управление собственной безопасности, которое в то время возглавлял Сергей Королев. Сообщается, что некогда Гагиев "очень помог" Королеву в критической ситуации, однако суть этой ситуации не уточняется. При этом руководство ФСБ знало о знакомстве Гагиева и Королева: когда "дело Гагиева" активно обсуждалось в СМИ, Королева якобы вызвали на ковер к директору ФСБ Александру Бортникову. "Другой бы стал как-то юлить, что-то придумывать, а он [Королев] прямым текстом всё рассказал. По-мужски поступил", - вспоминает один из знакомых Королева. Вопрос, как можно стать замдиректора ФСБ при таких связях в криминальном мире, пока что остается без ответа, сам Королев материал никак не прокомментировал.