Челябинск, 31 января 2021 года
Штаб Навального в Челябинске / YouTube

Отдел Следственного комитета по Центральному району Челябинска отказался провести проверку по жалобе двух участников митинга 31 января, 65-летней Елены Арефьевой и 21-летнего Алексея Скорика, которые получили серьезные травмы во время разгона полицейскими протестующих. Об этом сообщила "Апология протеста".

Правозащитники обратили внимание на то, что в обоих ответах приводится одинаковая формулировка для отказа. Согласно постановлениям, пострадавшие не указывали сведений о противоправных действиях силовиков, а только ставили вопрос "о привлечении неизвестного лица к ответственности, которое целенаправленных действий по применению насилия не предпринимало".

Бездействие СК будет обжаловано в судебном порядке, заявил адвокат Андрей Лепехин, представляющий интересы обоих пострадавших.

И Арефьева, и Скорик пострадали, когда вместе с еще несколькими десятками человек шли по улице Энгельса. Побежавшие к ним с проезжей части силовики в шлемах оттолкнули Арефьеву, а затем повалили Скорика на землю у лестницы и ударили его несколько раз дубинкой.

"[Полицейский] меня в спину ближе к левому плечу так впечатал! <…> Он меня шибанул так, что я полетела. <…> Я попыталась смягчить удар, чтобы не удариться головой об асфальт, и подставила [левую] руку", - вспоминала Арефьева в разговоре с 74.ru. Врачи зафиксировали у нее перелом плечевой кости и наложили гипс. Скорик получил закрытый перелом правого надколенника без смещения.

По словам пенсионерки, которая раньше работала врачом-педиатром, 31 января она совершенно случайно оказалась в центре города: женщина гуляла в парке, а когда собралась ехать домой, попала в полицейское оцепление.

"Никто не нападал, никто не прорывался, люди просто искали выход. Мне надо было сесть на маршрутку в сторону ЧТЗ, но подойти к остановке было невозможно. По нечищеным дворам мы вышли на улицу Коммуны", - вспоминала пенсионерка. Потом, по ее словам, силовики стали избивать людей дубинками, хотя они "никого не трогали, ничего не выкрикивали и ничего не требовали".

После падения и получения травмы Елена Арефьева минут 30 ждала скорую помощь. "Медики приехали, измерили давление, оно было 180/100. Меня увезли в травмпункт, сделали рентген, и я пошла домой. Вот таким образом закончилась прогулка в парке. Этот беспредел, не знаю, как его объяснить! И как людям дать понять, что так продолжаться не может, что законы должны быть одни для всех. Для всех, понимаете, - и для маленького человека, и для высоких чинов", - добавила пенсионерка.

Уже вечером ей позвонил сотрудник полиции с требованием о явке. Женщина отказалась идти в полицию, так как было уже темно, а ее рука загипсована. Тогда страж порядка пришел сам, чтобы взять у пенсионерки объяснения. В ходе беседы полицейский записывал лишь "то, что сам хотел услышать". "Вообще, честно говоря, я уже потом подумала, что мне нужно было давать объяснения только в присутствии адвоката, потому что сейчас могут повернуть это всё, что называется, шиворот-навыворот", - поделилась опасениями Елена Арефьева.

Всего по итогам акции протеста 31 января в Челябинске были задержаны больше 100 человек, в том числе несовершеннолетние. Было возбуждено уголовное дело. Перед проведением акции компания "Интерсвязь" отключила уличное видеонаблюдение в Челябинске.

Напомним, 23 и 31 января, а также 2 февраля по всей России прошли протестные акции, вызванные арестом оппозиционного политика Алексея Навального, пережившего отравление химоружием семейства "Новичок". Власти ответили на протесты явными и масштабными репрессиями, в том числе обысками и возбуждением 90 уголовных дел. Всего в связи с акциями в поддержку Навального были задержаны более 11 тысяч человек. Только в Москве за месяц свыше 1250 человек подверглись административному аресту за участие в протестах.