Антонина Зимина, осужденная по обвинению в госизмене на 13 лет лишения свободы из-за видеозаписи со свадьбы, сообщила своему отцу, что в СИЗО над ней издевались сотрудники ФСИН. К женщине применяют электрошокер, лишают ее сна и избивают. В связи с этим отец осужденной Константин Зимин подал жалобу в прокуратуру Калининградской области. Во ФСИН опровергли информацию об избиениях.
"После очередного суда в ноябре [2020 года] Антонине стало плохо, ей вызвали скорую, у нее было кровотечение. Когда ее уже вернули в СИЗО, то охрана заставила ее раздеться догола и приседать. Антонина тихонько пожаловалась сотрудницам СИЗО, что у нее кровотечение, в ответ на это она услышала: "Будешь приседать столько, сколько захотим". После приседаний ей дали команду: "Залила <...> все кровью, давай на колени и вытирай своими шмотками". И все это в присутствии сотрудников-мужчин", - рассказал Znak.com Константин Зимин.
По его словам, пытки дочери начались еще в ноябре. "Мы подняли шум, думали все нормально будет, но поверили зря. У нее выбивали признание. То, что осенью били - еще полбеды. Наблюдатели ОНК сказали, что ничего обнаружить нельзя. Проходит время - это раз, к тому же бьют в основном по голове, коленкам, там, где следов не останется. Удары в спину, удары об стенку. Изощренные удары от самого начальника, удар сзади, бьется в область мозжечка", - добавил Константин Зимин.
Когда прокуратура пришла в СИЗО с проверкой, администрация "объявила неделю вежливости", но после ухода проверяющих издевательства возобновились. На вопрос сотрудников прокуратуры, кто именно ее избивал, Антонина отвечать не стала, опасаясь, что ее "вообще убьют". Об этом она рассказала отцу на свидании.
Одна из пыток - это лишение сна. За ночь у находящейся в одиночной камере осужденной могут провести сразу три обыска или включить громкие звуки, которые не дают ей спать. "Антонина 13 января попросила сделать потише, к ней в камеру зашел охранник, сказал ей лечь на кровать, она легла, он ударил ее шокером и сказал: "Теперь вам спокойнее будет", - рассказал Зимин.
5 марта охрана вывела Антонину из камеры, ударила дважды головой об стену, а потом дубинками била по коленям. Осужденная обращалась в медсанчасть в СИЗО, но врач сказала, что Антонине "все кажется" и предлагала вызвать психиатра.
Зимин добавил, что дочь не жаловалась на избиения в Общественную наблюдательную комиссию. Она боялась, что это приведет к еще более жестоким избиениям.
"Сами женщины внутри [СИЗО] обращаются страшно, хуже, чем мужчины. Сейчас она говорит - "будь что будет, я просто устала СИЗО видеть, всех этих "фашистов" наблюдать", - говорит Зимин о состоянии дочери.
Теперь Антонина намерена назвать фамилии своих мучителей прокурору, "если доживет", по ее словам, до встречи с ним. К членам ОНК у нее доверия нет: "они наполовину подкупленные, всегда будут против заключенных".
Управление Федеральной службы исполнения наказаний опровергло сообщения о том, что сотрудники следственного изолятора избивают и применяют спецсредства к жительнице Калининграда Антонине Зиминой, осужденной по статье о госизмене. "Информация, опубликованная в СМИ, об избиениях, применении специальных средств и якобы неподобающем поведении сотрудников по отношению к Антонине З., содержащейся в калининградском следственном изоляторе, не соответствует действительности. Физическая сила и специальные средства к жительнице региона никогда не применялись", - говорится в заявлении пресс-службы УФСИН по Калининградской области.
В УФСИН отметили, что после появления информации в СМИ 9 марта Зимина прошла медицинское освидетельствование. Оно, по данным управления, не выявило каких-либо телесных повреждений, следов применения электрошокера или других специальных средств, передает РИА "Новости".
Председатель ОНК Калининградской области Светлана Кондратьева в разговоре с РБК заявила, что отец Зиминой "сильно преувеличивает ситуацию". "Никакого электрошокера не было - думаете, все сотрудники гуляют с электрошокерами, в любой момент могут их применить? Конечно, нет. Отец к нам обращался неоднократно, мы выходили по его просьбе. Последний раз, когда он сказал, что Антонину избили, она вся в синяках, поэтому ее не могут вывезти в Москву - в апелляционный суд. Мы вышли в свой выходной день. Она в полном порядке, синяков вообще не было. Сказала, что никто ее не бил", - рассказала Кондратьева.
Также она утверждает, что отцу Зиминой предлагали обратиться с с письменным обращением, в котором будут изложены все жалобы, но он этого не сделал. "О том, что Антонину с кровотечением заставляли приседать, он нам не рассказывал; первый раз он нам сказал, что ей подожгли матрас. В итоге она ответила, что сама подожгла. Видимо что-то ей казалось, у нее психическое состояние после суда было не совсем хорошее, когда 13 лет огласили. У нее были спички в СИЗО, она курит. Ей сделали потом ремонт в камере, все почистили. Второе обращение о том, что избили, - в феврале. Ее осмотрел врач, не было зафиксировано никаких синяков", - сообщила председатель ОНК.
По мнению Кондратьевой, сотрудникам ФСИН вообще "незачем избивать" Зимину.
Антонина Зимина была задержана летом 2018 года. Позднее стало известно, что ее обвиняют в раскрытии латвийской разведке данных о личности капитана ФСБ Максима Денисенко. По словам самой Зиминой, единственным доказательством по этому эпизоду стали фотографии с ее свадьбы с Константином Антонцом в 2015 году, куда был приглашен и Максим Денисенко - бывший однокурсник Зиминой по юрфаку БФУ имени И. Канта. Как рассказывал Константин Зимин, Максим Денисенко на свадьбе "не делал тайны из своей работы": "Он, изрядно напившись, сам с удовольствием рассказывал гостям, что работает в ФСБ, фотографировался со всеми. А следователи считают, что именно Антонина передала латвийским спецслужбам фотографию Денисенко через интернет и подтвердила, что он действующий сотрудник ФСБ".
Через год после задержания Зиминой в СИЗО "Лефортово" оказался и ее муж Константин Антонец - тоже по обвинению в государственной измене. Однако что именно совершил Антонец, ФСБ не сообщала.
Первоначально считалось, что в деле супругов есть только один эпизод, касающийся раскрытия личности Денисенко. Позднее "Коммерсант" писал, что в деле все-таки появился второй эпизод, который касается передачи супругами документов с грифом "секретно", якобы полученных Антонцом во время работы юристом в министерстве экономики Калининградской области. По информации источников Znak.com, речь может идти о дополнении к постановлению правительства России N 1275. В постановлении российского правительства от 29 ноября 2014 года, которое находится в открытом доступе, говорилось о выделении средств Калининградской области на поддержку юрлиц и резидентов особой экономической зоны региона. А в дополнении к постановлению N 344-13 от 11 апреля 2015 года, подготовленном уже в правительстве Калининградской области, по данным источников издания, могли утверждаться методика и порядок такой поддержки (имеет ли дополнение гриф секретности, неизвестно).
24 декабря 2020 года суд огласил приговор супругам Антонине Зиминой и Константину Антонцу по делу о госизмене: Зимину суд приговорил к 13 годам колонии общего режима, а Антонца - к 12,5 года в колонии строгого режима. Кроме того, супруги обязаны выплатить по 100 тыс. рублей.
18 января Зимина, считающая уголовное дело сфабрикованным, подала президенту России Владимиру Путину прошение о помиловании. Однако прошение, как утверждают родные Зиминой, было подано под давлением сотрудников СИЗО. "Само прошение Антонине вернули, потому что она не признала вину. Теперь из нее выбивают признание вины", - рассказал ее отец Константин Зимин.