Теракт, приведший к гибели пророссийски настроенного президента Чечни Ахмада Кадырова в понедельник уже вызвал многочисленные отклики в мировой прессе.
Во вторник зарубежные издания продолжают публиковать статьи, критикующие российскую политику в Чечне, утверждая, что Кремль должен пересмотреть свою позицию в чеченском вопросе.
The Washington Post: У Кремля нет человека, который мог бы заменить Кадырова
Поскольку Кадыров не терпел рядом с собой сильных и амбициозных людей, замены, которой мог воспользоваться Кремль, не существует. Более того, любой преемник столкнется с тем, что властные структуры Кадырова строились на базе его клана и вооруженных людях, которых возглавлял его сын.
Кремль начал политику "чеченизации", чтобы вырваться из порочного круга, в который превратилась вторая чеченская война: за атаками партизан следовали карательные операции федеральных сил.
Кремль избрал эту новую политику, потому что, как при любой оккупации, правительство поняло, что завоевание сердец и умов оккупированного народа является первоочередной задачей.
Но администрация Владимира Путина не понимает политических тонкостей, пишет во вторник влиятельная американская газета The Washington Post (перевод на сайте Inopressa.ru).
Смерть Кадырова демонстрирует России результаты упрощенческого подхода (в чем-то это похоже на проблемы, решение которых американские лидеры сегодня пытаются найти в Ираке).
Разработка новой кремлевской политики и поиск людей для проведения ее в жизнь займет некоторое время. Но мало надежды на то, что новая попытка будет более тонкой и точной, чем предыдущие.
Die Tageszeitung: Настоящий властитель Чечни - это Рамзан Кадыров.
Владимир Путин потребовал от 32-летнего экономиста Сергея Абрамова, чтобы тот взял на себя ответственность за стабильность и порядок в республике. Абрамов послушно обещал выполнить наказ.
Они оба, наверное, сразу же осознали всю нелепость своих слов. Эта картина отражает трагикомический накал путинской чеченской политики с ее растерянностью и цинизмом, пишет немецкая газета Die Tageszeitung (перевод на сайте Inopressa.ru).
Позднее на том же самом месте Владимир Путин принимал Рамзана Кадырова, сына убитого главы республики. Хотя Рамзан университетов не кончал и с трудом формулирует простые мысли, у него есть другой плюс: будучи главой охраны отца, он имеет в распоряжении несколько тысяч вооруженных людей. Настоящий властитель в Чечне - это Рамзан.
Рамзан и его "эскадроны смерти" пользуются в Чечне дурной славой, потому что они накрыли республику пеленой террора, грабежей и убийств. Во многих местах их боятся больше, чем российских военных. Говорят, на счету этой разношерстной армии наемников бесчисленное количество похищений.
Уже сейчас ясно: на новых выборах никогда чеченцы не выберут Рамзана президентом. Но им и не нужно будет это делать, обо всем позаботится Кремль.
Liberation: Главный человек, который ведет политику в Чечне, - это Владимир Путин.
Французская газета Liberation (перевод на сайте Inopressa.ru) публикует во вторник интервью с Саламбеком Маиговым, бывшим представителем мятежного президента Чечни Аслана Масхадова в России.
Маигов считает, что главный человек, который ведет политику в Чечне, - это Владимир Путин. Все в его руках. Даже если выборы состоятся в сентябре, что сегодня представляется наиболее вероятным, понятно, что победить сможет только кандидат, поддержанный Кремлем.
Маигов считает, что сейчас подавляющее большинство чеченцев поняло, что придется остаться в составе России. Ни Россия, ни одно другое государство в мире не готовы признать независимое чеченское государство. И у чеченцев нет ни одного шанса разбить русскую армию. Позиция Масхадова утопична, чеченский народ его больше не поддерживает.
La Stampa: у Путина только один ответ - больше войск для Чечни
По-видимому, обострение ситуации в Чечне вызовет стандартную реакцию Москвы Командующий внутренними войсками МВД Вячеслав Тихомиров в понедельник объявил, что подготовлен резервный контингент, который готов войти в Чечню "в случае изменений и неприятных ситуаций".
Поиски виновных не дали результатов: аресты по горячим следам ни к чему не привели, а заместитель генпрокурора Сергей Фридинский вчера признал, что у него в руках нет ни подозреваемых, ни следов, пишет итальянская La Stampa (перевод на сайте Inopressa.ru).
Союзники Кадырова называют заказчиком теракта Шамиля Басаева. Некоторым, например, чеченскому вице-премьеру Аслану Магомадову, за терактом видится даже рука Бориса Березовского.