Представители Госдумы и Совета Федерации негативно отозвались о концепции комплексной организационно-управленческой реформы правоохранительных органов, подготовленной комитетом гражданских инициатив экс-главы Минфина Алексея Кудрина.
"Оригинально", затратно и разрушительно" - так ранее прокомментировала идею Кудрина глава профильного комитета нижней палаты по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Ей вторит ее заместитель Александр Хинштейн. Он называет проект этой концепции ненаучным и нереализуемым. "Представленная концепция является абсолютно фантастической. В случае если заложенные здесь предложения будут реализованы, это приведет, во-первых, к коллапсу всей правоохранительной и следственной системы, во-вторых, к развалу системы правоохраны, и, как следствие, к росту преступности", - цитирует Хинштейна "Интерфакс". На сайте "Единой России" комментарий депутата на момент написания статьи оказался недоступен.
Политологи предсказывают, что "адекватная" концепция столкнется с аппаратным сопротивлением
Хинштейн полагает, что переход на предложенную Кудриным и его коллегами систему грозит созданием "ручной" полиции на уровне регионов и муниципалитетов. "Также абсолютно невозможно согласиться с их идеей о последовательной ликвидации функции надзора прокуратурой", - заметил депутат. Он сказал, что практика, наоборот, показывает: "именно сокращение реальных надзорных механизмов уже повлекло за собой масштабные массовые нарушения прав и интересов граждан, ухудшение работы органов предварительного следствия". Такой же "утопией" он назвал предложение создать федеральное Агентство криминальной статистики.
В целом, подчеркнул парламентарий, основные тезисы, заложенные в концепции, крайне сомнительны. В том числе тот, которым утверждается, что никаких дополнительных расходов на проведение данной реформы не потребуется. "Даже самый беглый анализ этой концепции показывает, что эти расходы не только возникнут, но и составят трудно подсчитываемую цифру. Речь идет о десятках, а возможно, и сотнях миллиардах рублей", - полагает Хинштейн.
Что касается логики авторов концепции, то, по мнению представителя профильного комитета, она состоит в том, чтобы "взять и поделить всю имеющуюся сегодня правоохранительно-следственную систему, слив это в один котел, а затем распределив по трем уровням ответственности". Между тем, уверен он, это не только не решит проблемы, но и, напротив, усугубит их.
"В целом предлагаемая концепция, конечно, может быть поводом для дискуссий, обсуждений, споров. Но в том виде, в котором она сегодня представлена, говорить о какой-то ее практической реализации просто не представляется возможным. Негативные последствия от реализации этой концепции даже трудно себе представить", - сказал депутат.
Сенаторы Александров и Лысков критически восприняли концепцию реформы
В Совете Федерации также не поддерживают предложенную концепцию реформы правоохранительных органов. "Это довольно странно, что Алексей Леонидович стал автором такого документа, ведь он никогда этим мне занимался, он является прекрасным финансистом, но что касается реформы МВД, то ею должны заниматься профессионалы", - первый замглавы комитета СФ по конституционному законодательству Алексей Александров.
По мнению сенатора Александрова, не следует публично обсуждать реформу правоохранительных органов, поскольку это может разрушить МВД. "Это ведомство и так находится в сложном положении, и не надо трепать сотрудникам МВД и министерству в целом нервы", - сказал Александров. По его словам, такого рода "вбросы", как обнародованная концепция, являются крайне преждевременным шагом. "В вопросах реформы МВД нужно действовать очень осторожно, по принципу "не навреди". У нас и так много проблем, и предлагать что-то без соответствующей экспертной оценки по меньшей мере не своевременно", - подчеркнул Александров.
В свою очередь другой сенатор-правовед Анатолий Лысков считает, что обнародованная концепция не имеет ничего общего с практической деятельностью. "Вся эта концепция не более, чем голая теоретика, и к практической стороне дела не имеет никакого отношения", - отметил Лысков. При этом он подчеркнул, что одним из гарантов государственности в любой стране является наличие собственной силовой структуры. "И если делать эту силовую структуру самостоятельной на уровне каждого из субъектов, то это вектор не на объединение федеративного государства, а это вектор на развал Федерации", - убежден Лысков.
По его словам, разделение полиции на федеральную, региональную и муниципальную связано даже не столько с финансированием. "Главное, что это будут вооруженные отряды. Сегодня и так нередки случаи, когда силовые, правоохранительные структуры одного субъекта приезжают на территорию другого и несанкционированно совершают там те или иные действия, что приводит к конфликтным и резонансным ситуациям", - пояснил Лысков. С его точки зрения, реализация новой концепции только осложнит борьбу с преступностью, поскольку работа в едином ведомстве позволяет вести единую политику по всем направлениям.
Лысков не согласен также с мнением о ликвидации самостоятельного органа ФСКН. "Это ведомство действует достаточно эффективно, и решение о создании такого самостоятельного ведомства было принято в свое время абсолютно правильно. Те люди, кто писал эту концепцию, не знают глубоко предмета, говоря о том, что ФСКН необходимо ликвидировать", - отметил сенатор.
Говоря о полномочиях Следственного комитета, отчасти сенатор согласился с позицией авторов концепции. "То, о чем они говорят, это правильная посылка, но делать это надо не за счет объединения, а за счет корректировки законодательства о подследственности уголовных дел", - считает он.
Политолог: концепция реформы интересна, но встретит мощное аппаратное сопротивление
Однако политологи не спешат ругать концепцию. Более того, они как будто предугадали первую реакцию власти на идею комитета Кудрина о реформировании МВД. "Сама концепция, думаю, вполне адекватная. В случае ее реализации, полагаю, удалось бы повысить эффективность работы правоохранительных органов. Но этой идее будет очень серьезное противодействие, поскольку авторы этой идеи предлагают фактически объединить целый ряд федеральных структур. А это, в свою очередь, затрагивает очень серьезные аппаратные интересы", - заявил первый вице-президент фонда "Центр политических технологий" Алексей Макаркин.
"Если все полномочия сосредоточены на федеральном уровне, то там не заинтересованы их отдавать. К тому же, можно привести много аргументов в пользу такого положения с тем, чтобы обосновать отказ от подобных реформ", - считает эксперт.
Часть функций, которые есть на общероссийском уровне, надо передавать на региональные и местные уровни, полагает эксперт. Это было бы более эффективно и наиболее близко к гражданам.
Суть предлагаемой реформы
Реформа предполагает создание на базе МВД, СК и ФСКН полиций трех уровней: муниципальной, региональной и федеральной, которые, действуя в едином правовом поле, тем не менее будут независимы друг от друга. Отчитываться полиция должна перед местными властями: муниципальная - перед главой муниципалитета, региональная - перед губернатором и областным Заксобранием, федеральная - непосредственно перед президентом.
Стоит отметить, что идея муниципальной полиции уже фигурировала в предвыборной программе оппозиционера Алексея Навального, когда он боролся за пост мэра Москвы. Кандидат в градоначальники и его команда, в случае победы, обещали создать собственную полицию. "Мы будем бороться за создание муниципальной полиции, которая сможет обеспечить достойный уровень безопасности", - сообщалось в его программе.
Концепция Кудрина, помимо прочего, предусматривает создание двух самостоятельных органов федерального подчинения: Федеральной службы по расследованию преступлений должностных лиц (в нее войдут отделы СК, занимающиеся расследованием дел о коррупции) и Агентства криминальной статистики.
Авторы идеи реформы отмечают, что ее реализация не потребует дополнительного финансирования, так как все новые структуры будут созданы на материально-технической базе уже существующих отделов. Также не нужно ожидать сильного сокращения штатных сотрудников - всем будет предложена новая должность, соглашаться с которой или нет, будет решать каждый полицейский.