Конституционный суд высказался против ограничений на доступ к информации о гибели родственников под предлогом гостайны в тех случаях, когда может быть поставлен вопрос о возбуждении уголовного дела и адвокату семьи покойного необходимо ознакомиться с секретными материалами.
Как указано в постановлении, опубликованном на сайте КС, разбирательство было инициировано гражданином, родной брат которого подозревался в совершении ряда преступлений и погиб спустя два дня после того, как был помещен в СИЗО в республике Марий Эл. Как сообщается, следственные органы неоднократно отказывали в возбуждении уголовного дела по факту смерти подозреваемого, но они всякий раз отменялись. Брат покойного получил материалы первой проверки в полном объеме, а в дальнейшем ему отказали в ознакомлении с бумагами, ссылаясь на то, что в них указаны секретные сведения, имеющие отношение к оперативно-разыскной деятельности. Руководитель следственного отдела по Йошкар-Оле СКР также отказал адвокату настырного гражданина, которого тот нанял, чтобы добиться начала следствия по поводу гибели брата.
Решение Следственного комитета было оспорено в городском суде Йоркар-Олы. Там согласились с незаконностью отказа в предоставлении информации об обстоятельствах гибели родственника. Однако это решение опротестовал Верховный суд Марий Эл, ссылаясь на то, что для адвоката возможность ознакомления с материалами проверки, содержащими гостайну, не предусмотрена.
Верховный суд республики признал, что гриф секретности не должен мешать реализации в полном объеме прав гражданина на судебную защиту, тем более что закон предусматривает механизмы юридической ответственности за сохранение гостайны, а вот вопрос о допуске адвоката разрешен не был, потому и потребовалось мнение Конституционного суда РФ.
В итоге в постановлении КС было указано, что статьи закона "О гостайне" не противоречат Конституции и по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают ограничения права адвоката лица, требующего возбуждения уголовного дела в связи с гибелью родственника, знакомиться с секретными материалами проверок.
КС также напомнил, что должностные лица должны принимать все меры, чтобы в материалах проверки сообщения о преступлении содержались только те сведения, которые необходимы для принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, и исключать возможность коллизий между необходимостью защитить сведения о негласных оперативных мероприятиях, методах внедрения в преступные группы, платных информаторах и т.п. с одной стороны и гарантиями прав лиц, требующих разбирательства в связи с гибелью своих родственников, и их адвокатов, с другой.
Толкование закона о гостайне, представленное в постановлении, теперь является общеобязательным и исключает любое разночтение в российской правоприменительной практике. А решения, вынесенные на основе неверно понятых статей закона по заявлениям жителя Марий Эл и его адвоката, должны быть отменены, если для этого нет иных препятствий.
Стоит отметить, данное постановление Конституционного суда не делает автоматически незаконным ответ главной военной прокуратуры псковскому депутату Льву Шлосбергу по поводу обстоятельств гибели десантников. Однако оно может подсказать алгоритм, с помощью которого родственники таинственно погибших военнослужащих могли бы узнать правду о том, были ли их близкие убиты на Украине, как считают некоторые правозащитники, или погибли по другим причинам.