Непосредственный начальник погибшего в следственном изоляторе юриста фонда Hermitage Сергея Магнитского Джеймисон Файерстоун считает, что министр внутренних дел России Рашид Нургалиев не заинтересован в расследовании обвинений в адрес офицеров МВД, отличившихся непомерными тратами. По мнению Файерстоуна, возглавляющего компанию Firestone Duncan, заявления Нургалиева о том, что он ничего не знает о неожиданном обогащении следователей по "делу Магнитского" свидетельствуют о нежелании расследовать эти обвинения.
"Мне его заявления кажутся трагикомедией, - сказал Файерстоун в интервью ВВС. - Смешно, что он даже не видел фильмы, в которых его офицеры обвиняются в коррупции. Мне кажется, он на самом деле демонстрирует отсутствие интереса в расследовании дела. А может, интерес - в нерасследовании дела".
Напомним, Нургалиев во вторник заявил, что у него "нет никакой информации" о дорогих покупках двух следователей - подполковника Артема Кузнецова и майора Павла Карпова, которые вели дело Магнитского. В то же время министр "дал поручение департаменту собственной безопасности в этом разобраться".
Файерстоун напоминает, что департамент собственной безопасности (ДСП) МВД формально начал проверку еще в июне, когда бывший работодатель Магнитского, фонд Hermitage Capital, обобщил обвинения в адрес Кузнецова и Карпова, разместил фильмы о них в интернете и передал материалы в российские правоохранительные органы.
"Похоже, господин Нургалиев понятия не имеет о том, что департамент собственной безопасности на самом деле начал расследование, только ничего не делает. Они начали проверку и немедленно информировали меня, что у них нет полномочий на то, чтобы что-нибудь делать", - сказал Файерстоун.
Между тем появление видеороликов широко освещалось в СМИ, а первый фильм о незаконном обогащении Кузнецова на портале Youtube посмотрели больше 230 тысяч раз.
По словам Файерстоуна, с ним 25 июня беседовал сотрудник ДСБ МВД Евгений Себялев, который утверждал, что у департамента нет полномочий на возбуждение уголовного дела, а следовательно, и на запрос документов об уплате налогов Кузнецовым и Карповым. "А вдруг они получили наследство? Или выиграли в казино", - пересказал Файерстоун аргументацию Себялева.
В среду официальный представитель ДСБ МВД Андрей Московкин сказал агентству "Интерфакс", что департамент ведет проверку в отношении следователя Павла Карпова. О сроках и возможных итогах проверки представитель департамента собственной безопасности говорить не стал.
Джеймисон Файерстоун больше надеется на Следственный комитет при прокуратуре (СКП) России. Бизнесмен сообщил, что в понедельник отправил в следственный комитет дополнительные, более подробные материалы на Кузнецова и Карпова.
1 июля СКП заявил, что рассматривает возможность возбуждения уголовного дела против сотрудников МВД и Следственного комитета при МВД, связанных с "делом Магнитского". С другой стороны, 4 августа стало известно, что Генпрокуратура отказалась проверять данные о доходах Кузнецова, собранные коллегами Магнитского. С такой просьбой в ведомство обратился член партии "Яблоко" Алексей Навальный. В ответе Гепрокуратуры, подписанном прокурором отдела по надзору за расследованием уголовных дел в СК при МВД России Александром Буровым, сказано, что заявление Навального "не содержит конкретных данных о признаках преступления".
При этом адвокаты Магнитского пояснили Алексею Навальному, что прокурор Буров "участвовал во всех без исключения судебных заседаниях, на которых принимались решения о заключении Магнитского под стражу и о продлении сроков содержания его под стражей".
Навальный, в свою очередь, намерен обжаловать отказ прокуратуры и потребовать отстранить от рассмотрения этого дела прокурора Бурова, так как он принимал непосредственное участие в "деле Магнитского" и сам выступал против его освобождения из СИЗО.
Следственный комитет при прокуратуре в конце июня также отказался возбуждать против сотрудников МВД Кузнецова и Карпова уголовные дела, так как не увидел в их действиях состава преступления.
Компромат на следователей
Напомним, коллеги Магнитского собрали документы о том, что семья подполковника Кузнецова за последние три года потратила более трех млн долларов. Согласно документам, с 2007 года родители Кузнецова приобрели две квартиры в престижных районах рыночной стоимостью 1,6 млн долларов и 990 тысяч долларов соответственно и автомобиль Land Rover стоимостью 65 тысяч долларов.
Мать Кузнецова также приобрела земельные участки общей площадью пять тысяч кв. м. Жена подполковника, по версии коллег Магнитского, купила Mercedes Benz и Land Rover стоимостью 81 тысяча долларов и 131 тысяча долларов соответственно. При этом, согласно документам, совокупный доход семьи Кузнецовых составляет 115 тысяч рублей в месяц.
Ролик о Кузнецове - не единственный разоблачительный материал размещенный в интернете. В середине июня сотрудники Hermitage Capital подготовили второй видеосюжет, главным персонажем которого стал майор Павел Карпов. В записи сообщается, что доходы бывшего следователя ГСУ ГУВД по Москве за год выросли на 1,3 млн долларов.
Согласно документам, копии которых выложены на сайте "Остановить неприкасаемых!", доходы семьи следователя стали расти вскоре после аферы с перерегистрацией нескольких фирм Hermitage Capital на ранее судимого за убийство Виктора Маркелова и последующим незаконным возвратом налогов из бюджета на сумму 5,4 млн рублей. Именно у Карпова хранились документы и печати, использованные для мошенничества.
Сергей Магнитский оказался в тюрьме после дачи показаний против Карпова и Кузнецова. 37-летний юрист инвестиционного фонда Hermitage Capital Cергей Магнитский был обвинен в совершении преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), и помещен в следственный изолятор.
16 ноября 2009 года Магнитский скончался в СИЗО "Матросская тишина", после 11 месяцев пребывания в следственном изоляторе, как утверждают его адвокаты, коллеги и родственники, из-за неоказания ему необходимой медицинской помощи. Сослуживцы юриста утверждают, что его сознательно довели до смерти, поскольку он мог раскрыть вопиющие факты коррупции со стороны арестовавших его милиционеров.
Его смерть вызвала широкий общественный резонанс. СКП РФ возбудил по факту смерти Магнитского уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных статьей 124 (неоказание помощи больному) и статьей 293 (халатность) УК РФ.
Несмотря на отставки в системе федеральной службы исполнения наказаний, правозащитники заявили, что реальное расследование причин гибели Магнитского проведено не было.