Председатель правительства Дмитрий Медведев провел закрытую встречу с вице-премьером Дмитрием Рогозиным и директором завода АвтоВАЗ Игорем Комаровым, на которой принципиально одобрил кандидатуру последнего на пост главы Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). Сама ОРКК может быть создана указом президента Владимира Путина уже в начале следующей недели, утверждает "Коммерсант" со ссылкой на источник в Кремле.
В ходе встречи были также затронуты проблемные вопросы о состоянии и перспективах ракетно-космической промышленности, а также о путях взаимодействия корпорации и Федерального космического агентства (Роскосмоса). В ОРКК объединяют все промышленные предприятия отрасли, и корпорация будет выполнять функции генподрядчика. Самому Роскосмосу достанутся только научные институты и объекты космической инфраструктуры (например, космодром Байконур). А также функции заказчика.
Руководство Роскосмоса уже сменилось - вместо Владимира Поповкина структуру возглавил замминистра обороны по науке Олег Остапенко. По данным СМИ, пишут заявления на увольнения и люди из команды Поповкина. "Коммерсант" сообщает, что Остапенко уже встретился со служащими Роскосмоса.
Что касается создания ОРКК, то указ уже находится в администрации президента, а распоряжение правительства, необходимое для практической реализации пунктов указа, будет готово в понедельник. После этого, предположительно во вторник, документ может подписать Владимир Путин.
Реформа космической отрасли стала ответом властей на череду неудачных запусков. Одним из самых резонансных стала авария ракеты-носителя "Протон-М" в июле. Грузовик должен был вывести на орбиту три спутника "ГЛОНАСС". Ракета стартовала с Байконура 2 июля, но пробыла в воздухе меньше минуты. В прямом эфире взрыв транслировало государственное телевидение, фраза диктора "кажется, что-то пошло не так" стала мемом. Аварийная комиссия установила, что причиной катастрофы стало неправильно установленное оборудование. Бюджет потерял на этом запуске 6 миллиардов рублей. Впоследствии Дмитрий Рогозин отметил отсутствие у руководства Роскосмоса внятной политики по развитию ракетно-космической отрасли. Так, поверхностное отношение со стороны ведомства вице-премьер назвал в числе причин технической ошибки при сборке разбившегося "Протона-М".