Основатель инвестиционной компании Marshall Capital Partners, создатель Лиги безопасного интернета, миллиардер Константин Малофеев рассказал газете "Ведомости" о своих отношениях с лидерами пророссийских сепаратистов
© РИА Новости / Тарас Литвиненко

Основатель инвестиционной компании Marshall Capital Partners, создатель Лиги безопасного интернета миллиардер Константин Малофеев рассказал газете "Ведомости" о своих отношениях с лидерами пророссийских сепаратистов, участии в событиях на Украине и жизни после того, как летом Запад ввел санкции против него.

Хотя после продажи Малофеевым в прошлом ноябре своей доли в "Ростелекоме" в бизнес-пространстве о нем мало что было слышно, имя бизнесмена звучало в сообщениях об украинском кризисе и религиозной миссии - принесении Даров волхвов. Так, в феврале та же благотворительная организация Малофеева - Фонд святителя Василия Великого, которая занималась доставкой святыни в российские города, объявила сбор средств для помощи народу Севастополя, тогда еще находившегося в составе Украины. Весной консультант Малофеева по пиару Александр Бородай был назначен главой самопровозглашенной Донецкой народной республики.

В окружении бизнесмена сообщали, что Малофеев близко знаком и с одним из лидеров сепаратистов Игорем Гиркиным (Стрелковым). Говорили, что Гиркин якобы руководил службой безопасности Marshall Capital. Малофеев признавал лишь знакомство как с Бородаем, так и с Гиркиным, но отмечал однако, что службы безопасности в его компании никогда не было.

"Ведомостям" Малофеев рассказал, что подружился с Игорем Гиркиным в январе, когда его фонд привез в Киев Дары волхвов. Гиркин отвечал за безопасность святыни в украинской столице, где центр города был тогда занят Майданом. Затем Гиркин отправился вместе с представителями фонда и Дарами в Крым. В то же время бизнесмен признал, что был знаком с Гиркиным раньше - их познакомил Александр Бородай. Но плотное общение началось с января, добавил он.

Отвечая на вопрос, не обидно ли ему, что его "товарищи, знакомые" Бородай и Стрелков ушли из руководства ДНР, Малофеев сказал: "Это очень непростое место работы. Не может быть обидно, что ты его покинул. Это облегчение. По крайней мере, для Бородая точно: он человек не военный".

"Что касается Гиркина, то я с глубоким уважением отношусь к мужеству, с которым он защищал идеалы русского мира, которые разделяю и я. Ему, наверное, тяжелее будет найти себя в мирной жизни", - считает Малофеев. Комментируя политические амбиции Гиркина, основавшего движение "Новороссия", миллиардер заявил: "Я отдаю дань его мужественному прошлому, но со многими его оценками я согласиться не могу". По мнению Малофеева, после того, как в сентябре были достигнуты минские соглашения, "мы все должны сплотиться для решения тяжелейших социальных проблем". Малофеев дал понять, что финансово поддерживать Гиркина он не собирается, впрочем, денег на политическую кампанию тот у него и не просил.

О финансовой поддержке ДНР и ЛНР

Как отметил Малофеев, в отношении которого киевские власти возбудили уголовное дело в связи с его поддержкой сепаратистов, он будет помогать Украине до тех пор, пока там не восстановится "нормальная мирная жизнь". Он предположил, что версия о его влиянии на лидеров сепаратистов родилась из-за того, что он рекомендовал главе Крыма Сергею Аксенову Александра Бородая на пост главы ДНР. "Бородай долгое время был моим консультантом, и я считал его смелым и достойным человеком. Видимо, отсюда и родилась некая конспирологическая теория, что я чем-то руковожу и управляю", - считает он.

По поводу того, почему он вообще давал "товарищеский совет" Аксенову, Малофеев, который является ярым приверженцем идей монархизма и православия, сообщил, что давно знаком с главой Крыма - сошелся с ним, когда тот возглавлял украинскую политическую партию и общественно-политическое движение "Русское единство".

Малофеев опроверг информацию, что он оказывает финансовую поддержку ДНР и ЛНР. "Это неправда. Более того, когда Бородай стал премьером ДНР, мы подписали официальное соглашение о том, что я и мой фонд занимаемся только гуманитарной помощью и поставляем только те товары и средства, которые не могут иметь двойного назначения. По факту из-за отсутствия официального гуманитарного коридора вся наша работа была сконцентрирована на работе с беженцами, прибывающими на территорию России в огромном количестве", - сообщил миллиардер "Ведомостям".

О жизни после санкций - без лыж в Альпах

По версии бизнесмена, "все дальнейшее - это, вероятно, предупредительный жест со стороны наших американских коллег, который можно трактовать как то, что ты, будучи бизнесменом, даже права не имеешь помогать бегущим с Донбасса". Как считает Малофеев, именно из-за этой позиции он оказался в санкционном списке Запада. Он предположил, что задевает США своей "жесткой позицией по семейному вопросу", так как выступает против защиты и пропаганды ценностей сексменьшинств.

Как признался Малофеев "Ведомостям", особых изменений в своей жизни после введения санкций он не почувствовал. Единственным существенным ограничением для него стал отдых, так как раньше он каждый год катался на лыжах в Альпах, а теперь этой возможности лишен.

По словам Малофеева, несмотря ни на что, он и его фонд продолжают помогать Донбассу - как тем, кто хочет покинуть зону боевых действий, так и тем, кто пересек границу. Он отметил, что уже перечислил на помощь Украине и беженцам "сотни миллионов рублей". При этом фонд вынужден был урезать многие текущие программы, чтобы переключиться на эту экстренную ситуацию. Как рассказал бизнесмен, помощь Украине была "порывом души". "Я доброволец и занимался этим потому, что надо было помогать нуждающимся", - сообщил он.

Напомним, газета The Financial Times после введения санкций против Малофеева, проведя расследование, пришла к выводу, что бизнесмен являлся ключевым посредником в общении пророссийских сил на Украине и политического истеблишмента в Москве. Сам Малофеев, комментируя возбуждение против него уголовного дела на Украине, называл выдвинутые против него обвинения "смешными".

Летом он признавался, что в начале года, еще до присоединения Крыма к РФ, пытался отправить 960 тысяч долларов из личных средств в Севастополь "в гуманитарных целях". Однако тогда сделка была заморожена, утверждал миллиардер. Он заверял, что не оказывал никакой финансовой помощи сепаратистам, а лишь посылал украинским беженцам воду, продукты питания и лекарства.