Николай Каржовых, поджегший здание городской администрации в красноярской Дудинке, больше 20 лет жил в отгороженном коридоре без удобств и долгое время судился, отстаивая свои жилищные права
Телекомпания Енисей
 
 
 
С 1983 году Каржовых вместе с семьей жил на птичьих правах в "служебном жилье", - отгороженном коридоре площадью 34 кв. метра на шестом этаже жилой девятиэтажки
Global Look Press
 
 
 
Отметим, для Сибири происшествие в Дудинке не является уникальным
Global Look Press

Николай Каржовых, поджегший здание городской администрации в красноярской Дудинке, больше 20 лет жил в отгороженном коридоре без удобств и долгое время судился, отстаивая свои жилищные права. Из-за пожара погибли четыре человека, а сам поджигатель, как отмечают в соцсетях, добился казенного жилья и обеспечения до конца своих дней.

"Новая газета" разобралась в запутанной истории. По информации газеты, только в Дудинском райсуде на рассмотрении находятся восемь гражданских дел, в которых пенсионер один или с дочерью и двумя внуками фигурирует в качестве истцов или ответчиков. Прежде всего, это иски, касающиеся жилищного вопроса.

С 1983 году Каржовых вместе с семьей жил на птичьих правах в "служебном жилье", - отгороженном коридоре площадью 34 кв. метра на шестом этаже жилой девятиэтажки. В этом помещении, на которое отказались оформлять договор соцнайма, не было канализации, вентиляции. Воду провели от соседей. Комнату постоянно заливали, так что в ней не переставало вонять.

Десять лет назад коридорчик признали нежилым. Суд посчитал, что это помещение относится к общему имуществу жильцов многоквартирного дома и является световым холлом. После этого Каржовых начали добиваться от властей предоставления жилья. Пенсионер и его дочь просили две однокомнатные квартиры по договору соцнайма.

Мэрия же предложила им одно жилое помещение из двух комнат. Каржовых и его дочь отказались, узнав, что жилье требует капитального ремонта. Следующая предложенная квартира не была свободна от третьих лиц. После этого городская администрация подала на семью в суд, добивший признания требования двух отдельных квартир "не основанными на нормах закона". Суд также постановил выселить Каржовых из их коридорчика.

"Исходя из судебных бумаг ясно, откуда и как рождалось отчаяние пенсионера. Возможно, новогодней трагедии не случилось бы, если б не юридическая казуистика. Если б тот зловонный коридорчик признали "жилым помещением, непригодным для проживания", сюжет мог бы развиваться иначе: пенсионер и семья дочери получили бы право на жилье по договору соцнайма без очереди. Но коридорчик всего лишь признали "нежилым", - пишет "Новая газета".

Стоит добавить, что между последними судами пенсионер камнем разбил окно в кабинете прокурора Таймыра и объявил, что "в ответ на беззаконие органов власти будет отвечать своим беззаконием". Кроме того, "скандальный, агрессивный тип", как его характеризует следствие, судился за коммунальные платежи с управляющей компанией и за выплаты по инвалидности. Кстати, по последнему вопросу тот самый прокурор Таймыра выступал на его стороне.

Происшествие в Дудинке вызвало целый шквал обсуждения в соцсетях. Одни комментаторы сравнивали Николая Каржовых с Марвином Химейером, разнесшим в 2004 году городок Грэнби в Колорадо. Другие припоминали, с чего началась "арабская весна" в Тунисе.

"Недовольный уличный торговец фруктами облил себя бензином и поджег в знак протеста против произвола властей. Себя поджег. Не чиновников. И этот протест всколыхнул тысячи. А что сделал этот Герострат-самоучка? В знак протеста сжег трех (уже четырех!) ни в чем не повинных людей. Красава, нет слов. Фанаты возвели его в ранг великомученика. Он разве один такой проживал в световом холле в гостинке? Таких квартирантов в городе было немало. Да люди еще совсем недавно в бараках жили! И что - все они пришли к администрации с бензином?" - приводит газета один из комментариев.

Отметим, для Сибири происшествие в Дудинке не является уникальным. В апреле 2011 года в Красноярском крае водитель бензовоза, лишенный прав и оставшийся таким образом без средств к существованию вместе с семьей, облил себя бензином и поджег в здании суда. Двухэтажное здание выгорело полностью, пятеро получили тяжелые травмы. В тот же день самосожжение перед кабинетом главврача горбольницы совершил амурский пенсионер. Через год сожгла себя в приемной "Единой России" жительница Новосибирска, которую единороссы консультировали на суде по поводу компенсации от строительной фирмы. А в августе 2015 года омский безработный, голодающий от нищеты, разбил кувалдой шесть окон в администрации города, заявив, что хотел "достучаться" до чиновников.

Николай Каржовых пришел в администрацию Дудинки 29 декабря, разлил принесенный с собой бензин и поджег здание. Пожар распространился на четыре этажа, его площадь составила около 200 кв. м. Сообщалось, что около 40 человек было эвакуировано, но три человека погибли в огне - женщина и двое мужчин. Также сообщалось о восьми пострадавших, часть из которых оказались в больнице, один - в крайне тяжелом состоянии. Один человек позже скончался в больнице. Поджигатель был задержан в тот же день и арестован на два месяца.