В Санкт-Петербурге начинается встреча Владимира Путина и Михаила Саакашвили
AP Photo
 
 
 
Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе заявила, что Россия может сыграть положительную роль в разрешении конфликтов в рамках принятых на себя обязательств
 
 
 
В грузинском парламенте не ожидают на сегодняшней встрече в Санкт- Петербурге президентов Грузии и России "радикального прорыва" в двусторонних отношениях, но надеются "на смягчение напряженности"
Архив NEWSru.com

Во вторник 13 июня в Санкт-Петербурге в рамках Десятого Петербургского международного экономического форума намечена встреча президентов России и Грузии Владимира Путина и Михаила Саакашвили. Как отмечает российская сторона, эта встреча проводится по инициативе грузинского лидера.

Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе заявила, что Россия может сыграть положительную роль в разрешении конфликтов в рамках принятых на себя обязательств. "Россия имеет взятые на себя обязательства, которые конкретно касаются урегулирования конфликтов, и она реально может сыграть позитивную роль в их урегулировании", - сказала грузинский спикер во вторник журналистам. По ее словам, "Россия имеет уникальный шанс показать всему миру, что она является цивилизованным, демократическим государством, великой державой, которая может сделать справедливые шаги в отношении справедливых и законных интересов малого государства", передает "Интерфакс".

При этом в грузинском парламенте не ожидают на сегодняшней встрече в Санкт-Петербурге президентов Грузии и России "радикального прорыва" в двусторонних отношениях, но надеются "на смягчение напряженности". "Если и будут сделаны какие-то серьезные шаги, то их может сделать только президент РФ, и в любом случае сама встреча будет способствовать смягчению напряженности", - считает председатель комитета по международным отношениям Котэ Габашвили.

По мнению руководителя парламентского комитета по европейской и евроатлантической интеграции Давида Бакрадзе, "оснований для каких-то радикальных прорывов и поворотов в отношениях двух стран нет". "Но уже то, что президент России получит полную и объективную информацию от президента Грузии - это уже само по себе позитив", - отметил Бакрадзе, представляющий правящую партию "Единое национальное движение", сообщает ИТАР-ТАСС.

Лидер оппозиционной фракции "Новые правые" Давид Гамкрелидзе не возлагает "больших надежд на эту встречу, но будет рад достижению хотя бы небольшого успеха". "Успехом будет, если Грузия и Россия перейдут на реальный диалог вместо постоянной риторики", - отметил он.

В Москве же, как отметил помощник президента РФ Сергей Приходько, "ожидают, что встреча двух президентов придаст позитивные импульсы для улучшения общей атмосферы отношений между двумя странами и приведет к принятию действенных шагов в этой области". "Никаких документов к подписанию пока не предусматривается", - сказал Приходько.

По его словам, в России также ожидают, что встреча придаст импульсы по решению многих двусторонних вопросов, в том числе по сотрудничеству спецслужб, органов пограничной охраны, а также по урегулированию ситуации вокруг Абхазии и Северной Осетии.

В то же время вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов считает, что Грузия вряд ли решится на проведение силовых операций в Южной Осетии и Абхазии. "Я не думаю, что дойдет до этого. Силовой путь решения проблем бесперспективен и чреват огромными потоками крови, что уже происходило в этих регионах", - заявил Иванов журналистам в пригороде Санкт-Петербурга Пушкине во вторник.

По словам Иванова, Москва обеспокоена - МИД РФ неоднократно заявлял об этом - тем обстоятельством, что в последнее время в Грузию активно поступает вооружение из стран Восточной Европы, которые вступили в НАТО. "Новоиспеченные члены НАТО освобождаются от советского оружия. Утилизировать его дорого, поэтому они и пытаются "спихнуть" его в больших количествах. Если хотите, это оружие фактически "сбагривается", - сказал вице-премьер.

В свою очередь глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев заявил, что Россия не намерена создавать международный прецедент, признав независимость Абхазии и Южной Осетии. "Первым прецедентом, когда изменение государственных границ в Европе может произойти без согласия одной из замешанных сторон, является Косово. Белград категорически против этой независимости. Таким же прецедентом может стать Абхазия и Южная Осетия, если произойдет прецедент в Косово, но не раньше, и не мы будем такой прецедент создавать", - сказал Косачев во вторник в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Он отметил, что референдумы в Абхазии и Южной Осетии по поводу выхода из Грузии и присоединения к России не могут повлиять на позицию Москвы. "Такие референдумы уже были, волеизъявления абхазского и южноосетинского народов уже прозвучали", - сообщил Косачев. Он подчеркнул, что "Россия никогда - ни на уровне президента, ни на уровне МИД, ни на уровне Государственной думы - эти обращения не рассматривала". "Мы признаем территориальную целостность Грузии и готовы способствовать ее восстановлению, но мы не готовы молча смотреть, как людей к восстановлению этой территориальной целостности будут принуждать", - заключил Косачев.

Договоренность о встрече была достигнута 3 июня в ходе телефонного разговора Путина и Саакашвили, который состоялся по инициативе грузинской стороны. "В ходе беседы президент России согласился с предложением грузинского лидера о проведении двусторонней встречи на высшем уровне для обсуждения всего комплекса проблематики двусторонних отношений", - сообщила пресс-служба Кремля.

В тот же день Саакашвили заявил в Тбилиси на заседании Совета национальной безопасности Грузии, что Грузия "готова возобновить широкомасштабный конструктивный диалог (с Россией)".

Российско-грузинские отношения в последнее время осложнились, в частности, после запрета санитарных властей на ввоз на территорию РФ грузинских вин и минеральной воды "Боржоми". Кроме того, Тбилиси выступил с претензиями к Москве по поводу ротации российских миротворческих сил в зоне грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов.

Spiegel: Кичливые высказывания Саакашвили не соответствуют грузинским реалиям

38-летний Михаил Саакашвили – самый молодой президент в Европе, и поэтому самоуверенности ему не занимать. На безупречном английском он заявляет, что стоит во главе "самого слабокоррумпированного государства в Европе" и что Грузия является "самой демократической страной на постсоветском пространстве среди стран СНГ". Кроме того, по словам президента, у него есть "превосходные планы по мирному урегулированию" вспыхивающих по всему Кавказскому региону конфликтов, пишет во вторник Spiegel (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Это звучит несколько кичливо из уст политика, который стоит во главе государства, сравнимого по территории с Баварией. Государства, которое хоть и является раем на земле благодаря своим покрытым снегом вершинам и солнечному черноморскому побережью, но в политическом плане остается все-таки мячом, который разыгрывают более крупные державы.

Саакашвили мог очередной раз убедиться в этом в провинциальном городе Кутаиси по дороге домой, завершая один из своих визитов. Одного беглого взгляда на мобильный телефон было достаточно, чтобы у президента моментально испортилось настроение. "В центре Грузии на дисплее мобильного телефона появилась аббревиатура российского сотового оператора", – пожаловался Саакашвили своим гостям.

Мобильный телефон напомнил Саакашвили о более серьезной политической проблеме: не везде, где, согласно карте, должна быть Грузия, на практике действительно обнаруживается Грузия. Практически на одной пятой территории, в гористой Южной Осетии и в прошлом в привлекательном для туристов горном районе Абхазии, на морском побережье, власть с начала 90-х годов сосредоточена в руках сепаратистов – представителей двух национальных групп, не желающих мириться с господством Грузии.

В распоряжении этих двух государств де-факто, не получивших международного признания, находится российское оружие, российские деньги, они пользуются услугами российского сотового оператора, и с тыла их прикрывает Москва. Основной контингент миротворческих сил в обоих регионах составляют русские, присутствие которых, скорее всего, обусловлено желанием обезопасить собственные притязания на власть на южных рубежах державы. Не похоже, чтобы в скором времени произошли существенные изменения, даже несмотря на то, что грузинский президент на этой неделе собирается обсудить эти проблемы со своим российским коллегой.

В наследство новое грузинское руководство после бескровного свержения "патриарха" Эдуарда Шеварднадзе получило чрезвычайно коррумпированное общество. Под руководством бывшего первого секретаря Центрального комитета компартии республики, а позднее министра иностранных дел СССР, процветало взяточничество. Граждане Грузии были вынуждены платить даже за экзамены, сдаваемые на аттестат зрелости и за возможность получить место на государственной службе. На дорогах сидели в засаде грабители в заношенной униформе: дорожная полиция компенсировала свои мизерные оклады за счет принудительных поборов с водителей.

Саакашвили упразднил дорожную полицию росчерком пера. С того времени улицы Тбилиси в служебных машинах патрулируют инспекторы дорожных служб в опрятных темных куртках и голубых рубашках. В своих восьмиугольных фуражках со звездой полицейские выглядят почти так же шикарно, как их коллеги из Гамбурга или Нью-Йорка.

Саломе Зурабишвили, министр иностранных дел Грузии, отправленная в отставку Саакашвили в октябре прошлого года, открыто говорит об угрозе, которую представляет собой президент. Внучка эмигрировавшего в 1921 года на Запад от большевиков политика, занимавшая в прошлом пост посла Франции в Тбилиси, считается гарантом ориентированного на Европу политического курса. В мае прошлого года ей удалось договориться с Москвой о выводе российских войск с территории Грузии.

Сейчас она встречает гостей в солидной квартире в старинном доме, расположенном в центре Тбилиси. Саакашвили, как и его противники в Москве, опирается, прежде всего, на службы безопасности. Взятый им курс на вооружение "лишен всякого политического смысла", президент только провоцирует Россию и попусту расходует доверие местного населения, заработанное им во времена "революции роз".

Зурабишвили планирует принять участие в выборах в местные органы власти как лидер оппозиционной партии "Путь Грузии". Обращая внимание европейцев, Зурабишвили заявляет, что важнее ее собственного успеха и успеха ее партии будет "возможность использовать давление с той целью, чтобы в Грузии и в будущем существовали свободные выборы".