В Российском государственном архиве найдена карта, по которой Иосиф Сталин перекраивал послевоенную Европу. На карте указан первоначальный вариант немецко-польской границы, прочерченный рукой советского вождя за год до окончания Второй мировой войны.
На ней немецкая земля Нижняя Силезия оставалась территорией Германии (которая позднее стала частью ГДР), однако в итоге Сталин отдал ее Польше, тем самым сделав СССР гарантом целостности польского государства, пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Обнаруженная в московском архиве географическая карта, датированная летом 1944 года, демонстрирует главенствующую роль Сталина в определении послевоенных границ в восточной части Центральной Европы, следствием чего стали массовые депортации, пишет издание (полный текст на сайте InoPressa).
Линия границы между Германией и Польшей, собственноручно проведенная на карте диктатором, сильно отличается от современной. В соответствии с тогдашними представлениями "кремлевского горца" вся Нижняя Силезия должна была оставаться немецкой, а Вроцлав должен был быть расчленен границей на две части.
Тогда Сталин думал, что граница пройдет вдоль линии река Одер - Ныса-Клодзка. Но не позднее конца 1944 года генералиссимус отдал предпочтение рубежу реки Ныса-Лужицка, расположенной в 200 с лишним километрах к западу. Теперь после поражения "третьего рейха" Силезия должна была целиком войти в состав послевоенной Польши.
Однако спустя полвека интересно не столько само решение товарища Сталина, сколько возможные мотивы бессменного генерального секретаря ВКП(б). Ход рассуждений вождя советского народа на основе опубликованного немецкой газетой факсимиле карты комментирует польский историк Богдан Мусиаль. В качестве новой границы Польши и Германии советский диктатор выбрал реку Одер. А вариант с западным (гёрлицким) рукавом Нысы Сталин озвучил лишь в начале февраля 1945 года на Ялтинской конференции. Причем тогда он столкнулся с бурными возражениями западных держав.
Все же летом на Потсдамской конференции Сталину удалось настоять на своем решении. Польский историк считает, что таким образом генсек "привязал" Польшу к СССР, создав потенциальную территориальную проблему, где гарантом польской целостности выступил Советский союз. Отныне "любое послевоенное правительство Польши, даже если бы оно было некоммунистическим, суверенным и сформированным в результате свободного волеизъявления народа, в случае ревизионистских претензий Германии находилось в зависимости от СССР до тех пор, пока Советский Союз гарантировал западную границу Польши", - считает Мусиаль.
"Два закройщика Европы"
Заключение 23 августа 1939 года пакта Молотова-Риббентропа развязало Гитлеру руки в намерении напасть на Польшу. Осуществление этих замыслов 1 сентября привело к началу Второй мировой войны. Более того, дополнительным секретным протоколом к этому договору был предусмотрен раздел сфер влияния и совместные военные действия в ходе польской кампании: Польшу предполагалось разделить по линии, проходящей вдоль рек Пилица, Нарев, Висла и Cан. Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия в результате "территориально-политических преобразований" отходили Советскому Союзу.
После завершения кампании вермахта и "освободительного похода" Красной армии на территории Польши был заключен новый советско-германский договор о дружбе и границе от 28 сентября 1939 года. По новому соглашению демаркационная линия была перенесена с Вислы на Буг, а в сферу влияния СССР отошла Литва.
Коренным образом геополитическая ситуация переменилась с нападением Германии на Советский союз 22 июня 1941 года, которое привело к формированию антигитлеровской коалиции. Когда в конце 1943 года американский президент Рузвельт и британский премьер-министр Черчилль встретились в Тегеране со Сталиным, у них не было принципиальных разногласий относительно расширения польских границ на запад, раздела Германии и массовых депортаций, которые должны были закрепить господство СССР на территориях, оккупированных Красной армией еще в 1939-1940 годах, в рамках советско-германских соглашений.