Оппозиционер Алексей Навальный, которого утром 13 ноября пограничники не выпустили из России на основании некоего "распоряжения УФССП", выяснил, что запрет на его выезд компоновался "на коленке". Оказалось, что ему предъявили документ, существование которого было невозможно с точки зрения юриспруденции.
"Как и предполагал глава нашей юридической службы Иван Жданов, взглянув на "уведомление" - это все полная липа и оформление идет задним числом", - написал Навальный в своем блоге.
По словам Жданова, основание для запрета на выезд за границу для оппозиционера выдумали прямо в момент его попытки выезда, и решение для этого подводилось задним числом. Во-первых, пристав-исполнитель, который ведет все исполнительные производства Навального, пояснил, что ограничения не устанавливал. Во-вторых, копии решения об ограничении не направлялись по почте, что обязательно при наложении подобных ограничений.
И в третьих, указывает Жданов, "в основании не вписали дату вынесения решения об ограничении выезда (ее нет) и вписали неправильное название органа приставов: УФССП России - такого органа не существует даже. Есть ФССП России. Есть УФССП по субъектам РФ".
Уже после того, самолет улетел без оппозиционера, на сайте отделения службы судебных приставов по Кировской области появились данные исполнительного производства по делу "Кировлеса", согласно которым у Навального имеется задолженность в 2,5 миллиона рублей.
Однако, отмечает политик, ФССП не взыскивала штраф, и у Навального даже не было реквизитов для оплаты. "Эти деньги давным-давно выделил Евгений Чичваркин. Условие было такое: он даёт нужную сумму, а я возвращаю ее после того, как выиграю в ЕСПЧ по "второму Кировлесу" так же, как выиграл по первому. Все это время деньги хранились у моего адвоката", - написал Навальный.
Дата начала исполнительного производства в документе на сайте ФССП - 9 ноября 2018 года. Это, по мнению Навального, "полностью доказывает, что оформлялось все в режиме "сказали запретить выезд, а причину уже мы сами должны найти". Оппозиционер обращает внимание, что на добровольное исполнение требований судебных приставов по закону выделяется пять дней.
"То есть, если 09.11.2018 начали производство, то меня должны о нем уведомить в обязательном порядке. После этого текут пять дней. После этого можно предпринимать какие-то меры. В первую очередь наложить арест на банковский счет. Ну а уж потом, если ничего не сработало, выносится решение об ограничении на выезд. Пишут письмо в погранслужбу. Это само по себе недели две занимает", - отмечает Навальный.
Таким образом, ограничить ему выезд можно было только с 14-15 ноября, приходит к выводу политик. В его же случае 9 ноября начинают исполнительное производство, а уже 11 ноября погранслужба имеет все бумаги о том, что он невыездной.
"Это юридически невозможно. Именно поэтому мне дали такую филькину грамоту, где нет ни точной причины, ни срока. Зато есть "УФССП России" - несуществующий орган", - подытоживает политик. Сейчас штраф уже оплачен, отмечает он и задает риторический вопрос, значит ли это, что он может вылететь из России сегодня вечером или завтра утром. "Путинская власть - это зловредные идиоты. Они украли все деньги, у них сила, но тем не менее - это идиоты", - заключил оппозиционер, отметив, что его "триумфальная победа" в ЕСПЧ "совсем не очевидна".
Утром 13 ноября Алексей Навальный хотел вылететь в Страсбург, чтобы присутствовать на оглашении решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по своему делу. Пограничники сначала сообщили ему, что выезд из России ему закрыт на основании какого-то письма, а затем предоставили распоряжение, в котором было указано, что Навальному ограничено право на выезд из России на основании решения УФССП России, точная причина не была указана.
"Интерфакс" 8 ноября сообщал, что ЕСПЧ 15 ноября вынесет финальное решение по делу "Навальный против России". Речь идет о жалобе оппозиционера на семь случаев с 2012 по 2014 год, когда его задерживали, арестовывали и признавали виновным в административных правонарушениях. Навальный считает, что его права были нарушены, а действия властей были политически мотивированными.
Согласно первоначальному вердикту по этому делу ЕСПЧ, опубликованному 2 февраля 2017 года, права истца на свободу и на справедливое судебное разбирательство (статьи 5 и 6 Европейской конвенции по правам человека) нарушались в шести случаях из семи. Суд также указывал на нарушение статьи 11 (свобода собраний и объединений).
В начале февраля 2017 года ЕСПЧ постановил, что российские власти должны выплатить Навальному 63,7 тысячи евро компенсации. В том же месяце Минюст РФ пообещал обжаловать это решение. Позже обе стороны выразили желание передать дело на пересмотр в Большую палату ЕСПЧ.