Московские власти очищают город от мусора, но чище не становится
Архив NEWSru.com

На этой неделе в столице началась операция "Чистый автомобиль". Через неделю москвичей позовут на традиционный апрельский (бывший ленинский) субботник. На дорогах, тем временем, стало чуть больше новой спецтехники. Однако, несмотря на все потуги коммунальщиков, столица остается все такой же грязной и пыльной. Специалисты подозревают, что чиновники и дорожники заинтересованы не столько в улучшении результатов уборки, сколько в выбивании дальнейшего бюджетного финансирования, пишут "Новые Известия".

Специалисты уверяют, что за последние пять лет столичные улицы должны были стать гораздо чище. Сегодня со льдом на улицах борются не щебенкой с солью, а специальными химическими веществами. Так, для мытья московских дорог используют специальный шампунь "Чистодор". В этом году будет апробировано новое средство – "Прогресс". Однако, как рассказал заведующий отделом содержания автомобильных дорог Российского дорожного научно-исследовательского института Юрий Розов, в Москве нет специальных машин, предназначенных для использования этого шампуня. Приходится заливать его прямо в баки поливальных машин. Также практически нет техники для чистки ограждений, шумозащитных экранов и мостов.

Сейчас основными источниками грязи, оседающей на дорогах, являются машины и грузовики. В столицу из области и регионов въезжают пыльные автомобили с заляпанными колесами. Не закрытые брезентом строительные материалы, которые перевозят грузовики, высыпаются на проезжую часть. Часто из бетономешалок вытекает бетон. Нарушает чистоту города и крошащееся дорожное покрытие. "Москва – это гигантский мегаполис, через который проезжает огромное количество машин. Интенсивность движения не может не сказаться на дорожном покрытии. Шипованная резина трется об асфальт и изнашивает его, – сообщил эксперт Розов. – Кроме того, асфальт разрушается из-за плохого качества самого материала либо из-за несоблюдения технологии его укладки".

Убирать все это вменяется в обязанность сотрудникам ЖКХ, которые в последнее время пытаются пересесть с совковых "поливалок" на импортные "пылесосы".

Огромный вакуумный мусоросборник – мечта многих работников спецавтохозяйств Москвы. На Третьем транспортном кольце работают всего шесть таких аппаратов. Еще около десятка трудится на МКАДе. "Вакуумные "пылесосы" гораздо эффективней дорожных машин, которые применялись ранее, – рассказал заместитель генерального директора ООО "Автодорстройсервис" Сергей Маркелов. – Импортные мусоросборники легко поглощают даже пивные бутылки, не говоря уже о целлофановой обертке и сигаретных окурках. Но, к сожалению, подобных машин в городе очень мало, да и работают они в основном на больших магистралях. На всю Москву такой техники катастрофически не хватает".

"В начале апреля мы вывозили с небольшого участка кольца по 20–30 тонн мусора ежедневно, – продолжает Сергей Маркелов. – Но пыли все равно везде полно". Толстый серый слой налета покрывает в столице практически все. Она лежит во дворах, на газонах, на заборах, на лавках, на окнах и стенах зданий и даже дома на подоконнике. Стоит лишь часок погулять по более-менее оживленным районам столицы, а впечатление складывается, что сутки напролет работал в поле на посевной. Пыль проникает повсюду, и, по мнению экспертов, бороться с ней без системного подхода просто невозможно.

Весной серьезно портят лицо города и московские дворы. Стаявший снег проявляет ужасную картину: горы бытового мусора и кучки, что успели оставить на прогулках собаки за долгую зиму. Столичные власти давно говорят о том, что собачников, не убирающих за своими любимцами, по примеру западных стран нужно штрафовать. Однако никаких серьезных шагов в этом направлении до сих пор не сделано. По-прежнему не принят закон "О содержании домашних животных в г. Москве", запрещающий выгул собак на детских площадках, территориях здравоохранения, образования, культуры и спорта.

"Москва и так не блещет чистотой, а по сравнению со многими городами Европы она оказывается в явном проигрыше, – рассказывает помощник депутата Мосгордумы Надежда Игнатова. – Причины этому найти несложно. Мусорный бизнес – это очень прибыльная штука, и чиновникам самим выгодно такое положение вещей".

Несмотря на кажущуюся неприглядность мусорного бизнеса, деньги в нем крутятся немалые. До сотни миллионов рублей ежемесячно выделятся на обеспечение чистоты столицы. Но чище в городе все равно не становится. По словам пресс-секретаря Комплекса городского хозяйства Аллы Карповой, это происходит из-за сложных погодных условий и частых перепадов температур, которых нет ни в одном мегаполисе мира.

Однако специалисты уверены, что чиновники не спешат очищать город от грязи, чтобы выбить из бюджета дополнительные деньги на уборку и закупку дорожного оборудования. Байки о невиданном мздоимстве, завышении стоимости тарифов, услуг и различного рода "откатах" давно гуляют по Москве. Работа по уборке улиц поделена между различными мусорными кланами, и новичкам – частным фирмам со стороны, у которых и оборудование лучше, и расценки ниже – пробить чиновничью монополию распределения госзаказов просто невозможно. К освоению средств бюджетного финансирования допускаются только свои проверенные люди и фирмы.

"В конце прошлого года в Мосгордуме был принят закон, способный немного улучшить ситуацию с уборкой мусора, – продолжает Надежда Игнатова. – Он позволяет привлекать к мусорному бизнесу больше частных структур, которые бы на конкурентной основе взялись бы за его переработку". По мнению Игнатовой, частник, получив контракт на уборку улиц, будет стараться провести свою работу как можно качественнее и дешевле. А это прямая дорога к увеличению эффективности труда. Но, несмотря на все амбициозные заявления директора департамента ЖКХ, дело движется довольно туго. Такое впечатление, что чиновники всеми силами стараются не дать закону хода.

Впрочем, заключает издание, винить одних чиновников в том, что город буквально задыхается от мусора и грязи, тоже неверно. В борьбе за чистоту Москвы значительную роль играет и общая культура граждан, проживающих в столице. Точнее, их бескультурье. "Просто диву даешься, когда видишь, как ведут себя москвичи на улицах, – недоумевает Сергей Лаптев, водитель вакуумного уборщика. – Бывает едешь на своем "пылесосе" и видишь вокруг себя прямо на трассе горы разбитых бутылок, пустые пачки из-под сигарет, окурки, пивные банки, кожуру от бананов и другой мусор. Сразу понятно, что здесь была пробка, и каждый, кто не поленился, выбросил из машины прямо на дорогу ненужный хлам".

Чистоту немецких городов обеспечивают "мусорные" полицейские

В Германии любое посягательство на чистоту улиц и жилищ рассматривается чуть ли не как уголовно наказуемое преступление, добавляют "Новые известия". Документальный сериал на одном из ведущих немецких телеканалов посвящен сыщикам из особого отделения муниципальной полиции, вполне официально называемом "мусорным". Не так давно "мюльполицисты" почти неделю томились в автомобильном фургончике с тонированными стеклами. Целью засады было выявление всех, кто тайком и бесплатно избавлялся от всякого хлама на пустыре близ одного из садоводческих товариществ. Дело получилось громкое и обошлось виновникам в кругленькую штрафную сумму.

Будни "мусорных" полицейских куда более прозаические: офицеры подразделения копаются в остатках упаковки или в куче старых журналов, опрометчиво вываленных кем-то прямо на обочину. На владельцев мусора, забытого в неположенном месте, наводят, как правило, обрывки квитанций, счетов, конвертов. В остальное время полицейские подразделения принимают сигналы от местных жителей, которые сообщают, например, о том, что в бак для коричневого стекла спустили зеленую бутылку.

Вообще "индустрия чистоты" является одной из самых важных и разветвленных в ФРГ. Государственные организации, вооруженные современными мощными машинами для очистки мусорных контейнеров и уборки улиц и магистралей, мирно сосуществуют с множеством частных фирм, предпочитающих мини-технику для извлечения грязи из самых труднодоступных закоулков. Помимо этого, в Германии хорошо развит нелегальный "дворницкий" бизнес. Уборка в жилищах, офисах и общественных туалетах даже в Германии зачастую оплачивается "по-черному". Стражи "дойче орднунга" пытаются, конечно, как-то с этим бороться. Но явление стало настолько массовым, а стремление поддерживать безупречную чистоту настолько сильным, что на уборщиков без контракта даже безжалостная налоговая инспекция смотрит куда снисходительнее, чем, к примеру, на "подпольных" строителей или официантов-нелегалов в бесчисленных китайских "забегаловках".