Российские дипломаты увидели угрозу отношениям Москвы и Тегерана в принятии США нового пакета санкций в отношении Ирана
Moscow-Live.ru
 
 
 
Ограничительные меры, которые ранее уже признали "беспрецедентными", негативно скажутся уже не только на экономике Исламской Республики, но и на ее зарубежных партнерах
Global Look Press
 
 
 
Дипломаты подчеркивают, что не признают правомерность принятия американских санкций и что единственно значимым решением подобного рода для России является резолюция Совета Безопасности ООН
Города и Страны

Российские дипломаты увидели угрозу отношениям Москвы и Тегерана в принятии США нового пакета санкций в отношении Ирана. Ограничительные меры, которые ранее уже признали "беспрецедентными", негативно скажутся уже не только на экономике Исламской республики, но и на ее зарубежных партнерах. В частности, Россию, отметил МИД РФ в своем заявлении, оформленном в довольно жесткой форме. Которую едва ли оценят в Вашингтоне, считают политологи.

"Речь идет о новых рестриктивных мерах не только против Ирана, но и затрагивающих зарубежные компании и лица, которые сотрудничают с ним, в том числе в сфере добычи и транспортировки углеводородов, нефтехимии, финансовом и страховом секторах… Не признаем многочисленных санкций, самочинно вводимых Вашингтоном под предлогом озабоченности иранской ядерной программой и грубо противоречащих международному праву. Считаем совершенно неприемлемыми и недопустимыми попытки экстерриториального распространения внутреннего американского законодательства на весь мир", - говорится в заявлении, опубликованном на сайте МИДа РФ.

Дипломаты подчеркивают, что не признают правомерность принятия американских санкций и что единственно значимым решением подобного рода для России является резолюция Совета Безопасности ООН. А также то, что антииранская политика США ставит под угрозу перспективы дипломатического урегулирования "ядерного вопроса".

Согласно поддержанному обеими палатами американского парламента законопроекту, предусматривается введение санкций против компаний и лиц, сотрудничающих с иранскими властями в области добычи урана, а также тех, что продают Ирану, арендуют или предоставляют ему танкеры для перевозки нефти и предоставляют страховое покрытие госкомпании National Iranian Tanker. Документ предусматривает наказание для всех, кто сотрудничает с предприятиями топливного, нефтехимического или газового сектора Ирана либо помогает нефтяной и газовой промышленности страны приобретать товары, услуги, технологии или элементы инфраструктуры.

Документ фактически вносит в "черный список" энергетический сектор Ирана, а также любые ведущие с ним дела иностранные компании. Кроме того, законопроект позволяет применять новые и расширенные санкции против финансовых институтов, судоходных компаний и страховщиков, которые будут вести бизнес с Ираном. Законопроект также предусматривает введение санкций в отношении лиц и компаний, помогающих Ирану в покупке оборудования для глушения радио- и телесигнала, средств слежения, а также экипировки и спецсредств для подавления демонстраций.

Как заявили в американском Белом доме, США удалось создать самый жесткий режим санкций против Ирана, с которым когда-либо сталкивалось правительство этой страны. Проект закона, напомним, был утвержден Конгрессом США 1 августа. В минувшую пятницу, 11 августа, закон был подписан президентом Бараком Обамой и вступил в силу.

"Какие времена, такая и риторика"

Это решение американских парламентариев и президента может осложнить и без того не безоблачные отношения России и США, намекнули в российском МИДе. "В Вашингтоне должны также отдавать себе отчет в том, что наши двусторонние отношения серьезно пострадают, окажись под действием американских рестрикций российские хозяйственные операторы, взаимодействующие с партнерами из ИРИ в строгом соответствии с требованиями нашего законодательства и резолюций СБ ООН", - подытоживают дипломаты.

Впрочем, эксперты полагают, что какими бы резкими ни были заявления Москвы, на позицию США они никак не повлияют. Даже учитывая то, то в этот раз МИД использовал почти советскую риторику.

"Какие времена, такая и риторика. С той только разницей, что Россия - не Советский Союз, когда нет ни холодной войны, ни гонки вооружений. Чего же не выпустить пар в жестких заявлениях Министерства иностранных дел? Госдепартамент и Министерство иностранных дел Российской Федерации занимаются дипломатией, которая есть искусство сотрясания воздуха и вранья в интересах собственной страны. Чего еще нужно ждать от дипломатов?" - заявил радиостанции "Коммерсант FM" президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Отношения между Москвой и Ираном "хорошие"

Односторонние санкции - не единственная мера, которую США в настоящее время применяют для давления на Иран. Во многом усилия также направлены на лишение Тегерана союзников, из которых одним из стратегически наиболее важных является Москва. По крайней мере, об этом говорят и в России, и в Иране и в качестве примера приводят обострившийся скандал вокруг суда из-за непоставленных ЗРК С-300.

Напомним, Министерство обороны Ирана и компания The Aerospace Indastries Organisation подали в международный Третейский суд Женевы иск к ОАО "Рособоронэкспорт" за срыв поставок зенитно-ракетных комплексов С-300, договор о которых был заключен в 2007 году. Сумму ущерба иранцы оценили, как сообщалось, почти в четыре миллиарда долларов. Позже, однако, в иранском руководстве объяснили, что сумма иска на самом деле куда меньше.

И хотя многие эксперты сходились во мнении о том, что судебное разбирательство - лишь возможность, не вызывая гнева мирового сообщества, возобновить поставки С-300 в виде выполнения решения суда, взаимное недовольство стран оттого не пропало. В частности, Россия пригрозила лишить Иран международной поддержки по ядерной проблеме, если иск не будет отозван.

Подобного обострения противоречий как раз и добиваются противники Ирана, уверены в республике. Некоторые страны слишком акцентируют разногласия по поставкам комплексов С-300, чтобы "нанести ущерб двусторонним отношениям двух стран", заявил во вторник на пресс-конференции официальный представитель МИДа Ирана Рамин Мехманпараст.

"В настоящее время ряд СМИ, ряд стран и даже некоторые политические движения, используя в своей риторике вопрос по поставкам С-300 в Иран, стремятся нанести ущерб сложившимся хорошим отношениям между Ираном и Россией, - цитирует дипломата РИА "Новости". - Мы лишь стремимся к тому, чтобы договор (по поставкам С-300) был выполнен".