Депутаты Саратовской областной думы готовят документы для обращения Европейский суд с целью добиться закрытия основанного в 2002 году в поселке Горный завода по уничтожению химического оружия (УХО) - иприта и люизита.
На прошлой неделе Верховный суд отказал в удовлетворении требований саратовских депутатов, сообщил заместитель председателя облдумы Вячеслав Мальцев, представлявший в суде интересы заявителя. "Мы ждем на этой неделе мотивировочную часть решения, и после этого сразу направим жалобу в кассационную инстанцию Верховного суда", – заявил депутат. Впрочем, он не надеется на отечественное судопроизводство, пишут "Новые известия".
Завод в Горном – самый первый в России объект по уничтожению химического оружия. Он был построен в соответствии с подписанной Россией международной Конвенцией. Работы по уничтожению химоружия должны были закончиться еще в декабре 2005 года, однако российское правительство продлило работу завода еще на семь лет. Теперь в Горном должна вестись переработка реакционных масс, полученных после уничтожения химоружия на объекте по УХО в удмуртской Камбарке. Такое решение вызвало волну протестов со стороны жителей Горного.
Вячеслав Мальцев заявил, что получил информацию из надежного источника в Москве о том, что уже в течение полутора лет Россия ведет переговоры с Англией о переработке на заводе в Горном отравляющих веществ времен гитлеровской Германии, которые должны быть подняты со дна Северного моря. Именно поэтому, считает Мальцев, российскому правительству потребовалось продлить работу завода.
На защиту поселка встали депутаты Саратовской областной Думы. Они направили в Верховный суд РФ заявление с требованием отменить постановление правительства в той его части, которая касается объекта в Горном. По мнению депутатов, постановление нелегитимно, поскольку были нарушены положения Федерального закона "Об уничтожении химического оружия", обязывающие согласовывать порядок работы по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия с регионами.
На первом заседании защита федерального правительства представила суду два листа, с подписями бывшего губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Речь о продлении сроков эксплуатации завода ни в одном из этих документов не ведется.
Аяцков лишь разрешил уничтожать реакционные массы (соли люизита), которые остались после переработки на аналогичном заводе в удмуртской Камбарке. Неясно, кто согласовывал маршрут перевозки реакционных масс из Камбарки, их конкретное количество и сроки работы. Представители правительства не принесли в суд никаких документов, которые могли бы подтвердить, кто из региональных властей принимал конкретное решение о продолжении работы завода.
Тем временем жители поселка тщетно добиваются выполнения взятых правительством на себя обязательств. Когда завод строился, жителям было обещано восстановление имеющихся социальных объектов и строительство новых. Еще два года назад горновцы занимали очень активную позицию. Самостоятельно, без помощи местных властей, выясняли судьбу положенных им льгот. Так, перед началом строительства завода было оговорено, что на нужды жителей поселка будет перечислено 10% от стоимости самого объекта УХО (около 700 млн рублей). Но следов этих денег найти так и не удается. Семитысячное население Горного не имеет возможности пользоваться 50-процентными льготами по оплате коммунальных услуг, бесплатным медицинским обслуживанием и санаторным лечением, предусмотренными законодательством.
Жители поселка неоднократно встречались с депутатами областной Думы, требуя защиты своих прав. Во многом благодаря такой активной позиции и появилось заявление в Верховный суд.
Кроме Горного, уничтожать химоружие должны в удмуртских Камбарке и Кизнере, в поселке Марадыковский Кировской области, в Почепе под Брянском, Леонидовке и Щучьем – в Пензенской и Курганских областях соответственно. Однако часть этих объектов уже не укладывается в отведенные на уничтожение отравляющих веществ сроки. Поэтому депутаты Саратовской облдумы уверены, что дело не ограничится переработкой реакционных масс из одной только Камбарки. Когда станет ясно, что Россия не успевает разобраться со своими запасами химоружия к оговоренному международными соглашениями сроку – 2012 году, в Горный, вероятно, повезут отраву со всей страны.