Представители комитета Госдумы по безопасности высказали мнения, что Генпрокуратуру нецелесообразно переподчинять Минюсту России или что с этим, по крайней мере, не следует спешить. Ранее в пятницу премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что правительство планирует в рамках административной реформы рассмотреть вопрос о возможности переподчинения Генпрокуратуры Минюсту.
В интервью "Интерфаксу" зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков заявил, такое переподчинение нецелесообразно. "Это в принципе невозможно", - сказал он.
Гришанков отметил, что "когда оба названных ведомства создавались, перед ними ставились совершенно разные задачи". Он сказал, что "прокуратура всегда была государевым оком и в этом своем качестве и должна оставаться". "Таким образом, саму постановку вопроса я считаю, неправильной и нецелесообразной", - подчеркнул замглавы комитета.
В свою очередь член думского комитета по безопасности Виктор Илюхин также негативно оценил саму постановку вопроса о переподчинении Генпрокуратуры. "Я считаю, это попытка блокировать прокуратуру, особенно в условиях, когда она ведет проверку деятельности нефтяной компании ЮКОС, пристально разбирается и с другими олигархами", - сказал Илюхин.
По его словам, "видимо, председатель правительства что-то недопонимает в этом вопросе, недооценивает значимость такой организации, какой является Генеральная прокуратура". По словам депутата, если все же подобное решение будет принято, "это приведет к полному уничтожению прокурорского надзора, прежде всего надзора за деятельностью органов исполнительной власти".
Со своей стороны заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности, экс-директор ФСБ Николай Ковалев заявил, что считает логичной постановку вопроса о возможном переподчинении Генпрокуратуры Минюсту.
"Такая постановка вопроса является правильной, поскольку во всех развитых странах именно органы юстиции осуществляют функции надзора за соблюдением законности", - сказал депутат.
Вместе с тем он отметил, что для такого переподчинения необходим очень серьезный пересмотр целого ряда действующих законов, регламентирующих функции органов прокуратуры, юстиции, оперативно-розыскную деятельность, работу следственных органов, органов дознания и т.д. Поэтому на решение подобной проблемы, по мнению Ковалева, уйдет не меньше трех-четырех лет. "Боюсь, что в случае неумелого и поспешного решения этого вопроса мы можем навредить себе и поломать работающую, неважно с какой степенью эффективности, но все же работающую, правоохранительную систему", - сказал Ковалев.
В свою очередь руководитель рабочей группы РСПП по административной реформе Александр Шохин в пятницу поддержал передачу надзорных функций Минюсту. "Необходимо надзорные функции прокуратуры передать в Минюст, а следственные функции - в МВД. "Поскольку существует совмещение этих форм, никто не может эффективно контролировать прокуратуру", - отметил глава рабочей группы РСПП.
Помимо этого он также считает, что понятие "деятельное раскаяние за налоговые преступления", применяемое в данный момент к нарушениям небольшой и средней степени тяжести, необходимо расширить до крупных случаев.
Шохин подчеркнул, что РСПП должен добиваться отмены предварительного заключения при обвинениях в экономических преступлениях. "Арест должен применяться только когда экономические преступления сочетаются с преступлениями против личности", - отметил он. По словам Шохина, "необходимо сделать сдвиг от арестов в сторону поручительств и форм залогов".
Напомним, что газета "Коммерсантъ" опубликовала статью, в которой со ссылкой на свои источники сообщала, что первый замруководителя администрации президента Дмитрий Козак предложил в рамках административной реформы сделать Генпрокуратуру частью исполнительной ветви власти, включив ее в Минюст.
По его мнению, Генпрокуратура не должна и вести следствие, и выступать обвинителем в суде. По данным газеты, Козак предлагает передать надзор за соблюдением законов в Минюст, следствие - следственному комитету МВД, а прокурорам будут оставлены только обвинительные полномочия. При этом для обвиняемых изменится то, что ими будут заниматься не одни и те же прокуроры, а независимые от них следователи и суды, в которых защита будет соревноваться с прокуратурой на равных.
В Кремле не подтвердили сообщения о планах по передаче Минюсту всех надзорных полномочий Генпрокуратуры РФ.