Первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев, отмечающий в четверг 41-й день рождения, накануне объявил о расширении полномочий возглавляемого им Совета по реализации приоритетных нацпроектов. Созданная под эгидой совета специальная комиссия заберет часть функций Минрегионразвития. Возглавит её помощник президента по экономике Игорь Шувалов.
Совет по нацпроектам, получивший не так давно приставку "и демографической политике", уже прозвали альтернативным правительством. Теперь, похоже, у этого "правительства" появилось первое альтернативное "министерство". Фактически с ведомством Владимира Яковлева, уже не раз критикуемого за провалы в сфере жилищного строительства, сделали то же самое, что и год назад с правительством Михаила Фрадкова. Формально сохранив статус-кво, Кремль создал параллельную структуру с расширенными полномочиями и поставил во главе нее одного из ближайших сподвижников президента, пишет "Независимая газета".
- Медведев: преемнику Путина придется столкнуться с политическими и экономическими проблемами
Картинка заседания президиума Совета по нацпроектам действительно до боли напоминает заседания настоящего "правительства" - тот же зал совещаний (кстати, именно в нем год назад Путин объявил об отмене прямых выборов губернаторов), те же ноутбуки на овальном столе. Да и сидящие за этим столом действующие лица в большинстве своем входят в кабинет Фрадкова. Только вместо самого премьера в его кресле сидит первый заместитель, экс-глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев. "Давайте начнем работать", - решительно предложил присутствующим первый вице-премьер, в лексике которого уже давно звучат знакомые командные нотки действующего главы государства.
"Начало работы" не сулило ничего хорошего для Владимира Яковлева. До сих пор жилищное строительство и взаимодействие с регионами по этому вопросу находилось в компетенции его ведомства. Но теперь Минрегионразвитию решили "помочь", объяснил после заседания президиума глава Экспертного управления Кремля Аркадий Дворкович.
Отметив, что "необходимо плотнее работать с регионами в сфере комплексного освоения территорий", Медведев заявил, что "этим могла бы заниматься специальная комиссия при нашем Совете". Субъекты, по словам первого вице-премьера, просят административной и другой поддержки в этом вопросе от федеральных органов исполнительной власти. Координировать работу созданной комиссии, объявил Медведев, будет помощник президента по экономике Игорь Шувалов, который должен уже в течение недели представить предложения по кадровому составу комиссии.
Работать комиссии, а также самому Совету придется еще долго: судя по прозвучавшим вчера заявлениям, в деятельности созданного год назад главой государства Совета по нацпроектам не будет поставлена точка и после президентских выборов 2008 года. Как заявил Медведев, к заседанию Совета, который 5 октября проведет глава государства, должны быть представлены планы реализации приоритетных национальных проектов в 2008-2009 гг. "Мы должны достигнуть системного результата от проектов", - сказал присутствующим первый вице-премьер.
А входящий в состав президиума глава Экспертного управления Кремля Аркадий Дворкович конкретизировал слова своего бывшего шефа. Он заявил, что планируется уделить особое внимание отдельным категориям граждан, например, пенсионерам, реформировать начальное и - с помощью и при участии бизнеса - среднее специальное образование и финансировать покупку оборудования для специализированных медицинских учреждений.
Пока же ситуация на рынке жилья не улучшается, да и в самом ближайшем будущем определенных подвижек ждать не стоит. "Ситуация отличается от региона к региону, в одних - есть возможность для увеличения жилищного строительства, в других - трудно ожидать, что в течение года что-то изменится", - сказал вчера журналистам Аркадий Дворкович. По его словам, существенных изменений можно ожидать в интервале двух лет.
А существующая в стране инфляция вряд ли позволит ценам на жилье падать. Как отметил Дмитрий Медведев, проблемы в сфере жилищного строительства сказываются на решении демографических задач. А именно они были названы в числе трех ключевых проблем (наряду с борьбой с бедностью и коррупцией), которые, как отметил Владимир Путин на встрече с западными политологами, предстоит решать будущему главе государства. Так что отчасти первый вице-премьер уже начал реализовывать определенную действующим президентом программу для своего наследника.
"Коммерсант" напоминает, что борьба кураторов жилищного нацпроекта с министерством Владимира Яковлева длится несколько месяцев и уже привела в июне 2006 года к отставке замминистра регионального развития Владимира Аверченко. Теперь, подчеркивает источник издания в правительстве, президентская администрация переключила на себя всю работу по формированию земельного рынка. А создание спецкомиссии подчеркивает политический характер жилищного нацпроекта. "Это прямой сигнал и премьеру Михаилу Фрадкову, и аппарату правительства, - поясняет близкий к администрации источник, - что правительство беспомощно и не справляется со своими обязанностями".
Дмитрий Медведев: преемнику Путина придется столкнуться с политическими и экономическими проблемами
В четверг первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву исполняется 41 год. За последние десять месяцев, перейдя из администрации президента в Белый дом и взяв на себя работу по осуществлению нацпроектов, он стал одним из главных ньюсмейкеров страны. Многие называют его в числе возможных преемников Владимира Путина. В интервью МК Медведев рассказал о своем видении процесса развития России и о том, чем должен заняться человек, который сменит Владимира Путина на его посту.
Процесс укрепления государства необходим для развития рынка и нормального функционирования социальной сферы, считает Медведев. По его словам, "система управления государством конца 90-х годов уже никого не могла устроить (конечно, кроме определенной группы людей, которые эту ситуацию и создавали, чтобы специально использовать)". "Поэтому процесс укрепления государства, на мой взгляд, носил вполне объективный характер. Без его укрепления было невозможно развитие рынка, невозможно нормальное функционирование социальной сферы. Вопрос в том, какой ценой это достигается. Ни в коем случае нельзя приносить в жертву укреплению порядка фундаментальные ценности, основные права и свободы человека", - заключил вице-премьер.
"Это очевидно для любого современного человека, - подчеркнул Медведев. - Как мне представляется, ни одно из основополагающих начал, заложенных в нашей Конституции, за последние годы не подверглось никакому ограничению. Изменились модели управления, в ряде случаев изменились подходы к формированию органов власти. Но все это происходило в рамках существующей конституционной модели. Что, кстати, неоднократно подтверждалось Конституционным судом. Поэтому я не могу сказать, что конструкция политической жизни ужесточена. Скорее она более прагматична, ближе к нынешнему российскому государственно-политическому мышлению".
Дмитрия Медведева не насторожила реакция на его заявление о термине "суверенная демократия". "Возникла волна обсуждений, и это совсем неплохо, - заметил вице-премьер. - Я и сейчас не отказываюсь от того, что говорил в отношении термина "суверенная демократия". Он однобокий и непонятный. Очевидно, что слово "демократия" гораздо важнее всех к нему прилагательных. Но дело не в этом. Мне кажется, что любые споры и рассуждения об истории нашей страны, ее политической модели, о месте демократии в России - как раз свидетельство того, что общество здорово. Было бы ужасно, если бы все, что говорилось не "в струю", отвергалось бы без всякого анализа".
Основные вызовы для развития России, по словам Медведева, "те же, что для остального человечества". "Мы не должны допустить технологической отсталости нашего государства, - сказал вице-премьер. - Мы должны преодолеть бедность, которая у нас сохраняется в довольно значительном объеме. Мы должны создать эффективное здравоохранение и образование. Должны перейти на инновационный путь развития страны в целом и экономики в частности. Должны создать оптимальную для сегодняшнего дня систему политического регулирования".
"Россия - молодая демократия. Ей всего-то пятнадцать лет в тысячелетней истории нашей страны. И все, что у нас происходит, - это самое начало пути, - отметил Медведев. - Никто не застрахован от ошибок. Надо только не стесняться их исправлять. Есть глобальные мировые вызовы другого порядка. Это терроризм, болезни… Мы находимся на таком же переднем крае обороны, как и другие государства, которые с ними столкнулись. Есть часть вызовов, которые являются в большей степени российскими. У нас удручающая демография. Низкая плотность населения. Мы должны эффективно защищать наши границы в тех местах, где на сотни километров не живет ни одна живая душа. Есть и скрытые региональные противоречия. Но считать, что у России особый путь и собственный набор вызовов, - мне кажется, абсолютно наивно".
Отвечая на вопрос, в чем будут заключаться основные проблемы человека, который придет на смену нынешнему президенту, Медведев выделил два момента. "Первый заключается в том, что президенту Путину удалось не только стабилизировать ситуацию в стране, но и создать основу для ее интенсивного развития. Качество жизни улучшается. И любой человек, пришедший на смену, как минимум должен эту ситуацию не испортить, - заявил вице-премьер. - А это на самом деле очень непросто. Для этого требуются и искусство управления, и умение использовать экономическую конъюнктуру, и грамотное решение внешнеполитических задач. И второй момент - развитие государства и экономики никогда не бывает линейным. Всегда есть всплески и есть падения. Новый лидер должен быть готов столкнуться с проблемами не только политического характера, но и с изменениями в экономической жизни. Если удастся сохранить прочность материала, это позволит продолжить уже оправдавшийся курс. Но если же в результате экономических потрясений ситуация резко ухудшится, такому руководителю будет чрезвычайно трудно. И по объективным, и по субъективным причинам. Сравнение будет явно не в его пользу".
Комментируя заявление о том, что любой преемник Путина вряд ли сумеет добиться той же популярности, Медведев сказал: "Ну и что в этом страшного? Может быть, это и хорошо. В истории должны быть свои герои".