Суд оштрафовал "Сибирский экологический центр" на 300 тысяч рублей по закону об иностранных агентах
Сибэкоцентр

Мировой судья 4-го судебного участка Советского района Новосибирска наложил штраф в размере 300 тысяч рублей на "Сибирский экологический центр" ("Сибэкоцентр") за то, что организация, вопреки требованиям закона, не включила себя в реестр иностранных агентов, сообщил "Интерфаксу" представитель центра Илья Смелянский.

Организация собирается обжаловать это решение, апелляционная жалоба будет подготовлена после получения копии постановления судьи, отметил Смелянский. По его словам, ранее "Сибэкоцентр" подал жалобу на решение Минюста РФ о включении в реестр иноагентов в Замоскворецкий суд Москвы, однако, "как и другие подобные жалобы", она потерялась.

В реестр НКО-иноагентов "Сибэкоцентр" попал в феврале 2015 года. По данным Минюста, межрегиональная благотворительная общественная организация "Сибэкоцентр" получала финансирование от "The Altai Project" (Институт "Остров Земли", США), фонда "Глобал Грингрантс" (США) и посольства Нидерландов.

В качестве целей политической деятельности НКО указывается "воздействие на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики", отмечали в Минюсте. В то же время директор "Сибэкоцентра" Эльвира Николенко заявила ранее "Интерфаксу", что организация не занимается политической деятельностью. Она признала, что иностранное финансирование действительно имеет место, поскольку "Сибэкоцентр" является одним из соисполнителей программы ООН, "Глобального экологического фонда" и Минприроды РФ по сохранению биоразнообразия в РФ.

Комментируя финансирование центра организациями, указанными Минюстом, Николенко пояснила, что на средства "The Altai Project" проводились экспедиции в Республику Алтай, связанные с проектом по сохранению хищных птиц, а на деньги от нидерландского посольства были очищены от мусора берега реки Издревая в Новосибирской области.

Отделения "Сибэкоцентра" работают в Новосибирской области, Алтайском крае, Республике Алтай и других регионах России, а также в Казахстане. Организация получила статус юридического лица в 2000 году, она была создана с целью охраны окружающей природной среды, объектов и территорий, имеющих важное природно-историческое и природоохранное значение, сохранения и изучения дикой природы, формирования "экологического мировоззрения граждан" и их вовлечения в "активную природоохранную деятельность".

В ноябре 2012 года закон обязал финансируемые из-за рубежа политические некоммерческие организации регистрироваться в качестве иностранных агентов. В июне 2013 года Минюст получил право признавать НКО иностранными агентами по собственному усмотрению. Российские НКО неоднократно критиковали закон и пробовали обжаловать его в международных инстанциях.

9 марта 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о порядке исключения НКО из реестра иноагентов. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в Минюст, после чего ведомство проводит внеплановую проверку организации, по результатам которой выносится решение об исключении НКО из реестра или об отказе в просьбе.

Во вторник в Минюсте сообщили РИА "Новости", что две общественные организации, официально имеющие статус иностранных агентов в России, обратились с просьбой исключить их из этого списка.

"Фондом "Костромской центр поддержки общественных инициатив" и фондом "Центр гражданского анализа и независимых исследований "Грани" в Минюст России направлены заявления об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В связи с этим управления Минюста по Костромской области и по Пермскому краю проводят внеплановые проверки указанных фондов на предмет наличия (отсутствия) признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента", - говорится в сообщении.

Как сообщалось, 13 февраля Минюст РФ включил центр "Грани" в реестр иностранных агентов на основании внеплановой проверки, проведенной сотрудниками министерства юстиции по Пермскому краю. Между тем, сотрудники фонда опровергали наличие иностранного финансирования и заявляли, что готовы отстоять свою позицию в суде.