В Чечне уже несколько месяцев продолжаются репрессии против членов близкого круга Рамзана Кадырова
Пресс-служба Президента России
 
 
 
В местах незаконного лишения свободы и в подвалах "секретных тюрем", содержатся не только высокопоставленные чеченские чиновники, но и их родственники, охранники и ближайшее окружение
Moscow-Live.ru / Ольга Шуклина
 
 
 
Зачистки ближнего круга начались в первых числах августа, через несколько дней после увольнения с должности мэра Аргуна Ибрагима Темирбаева - человека, к которому Кадыров много лет испытывал неприязненное отношение
Единая Россия

В Чечне уже несколько месяцев продолжаются репрессии против членов близкого круга Рамзана Кадырова. В местах незаконного лишения свободы и в подвалах "секретных тюрем", содержатся не только высокопоставленные чеченские чиновники, но и их родственники, охранники и ближайшее окружение. У задержанных под пытками получают информацию о нелегальном бизнесе, выбивают признания в нелояльности Кадырову, описывают и отбирают практически все имущество, а тех, кого выпускают, обязывают заплатить многомиллионные пожертвования в Фонд имени Ахмата Кадырова, пишет "Новая газета".

Зачистки ближнего круга начались в первых числах августа, через несколько дней после увольнения с должности мэра Аргуна Ибрагима Темирбаева - человека, к которому Кадыров много лет испытывал неприязненное отношение. Именно при Темирбаеве произошли печально известные зачистки представителей чеченского ЛГБТ-сообщества и появилась информация о "секретной тюрьме" на базе ОМВД Аргуна. С другой стороны, Ибрагим Темирбаев за 15 лет обзавелся достаточно большой базой сторонников и связей, в том числе за пределами Чечни, и был относительно независим, так как не был обязан карьерой Рамзану Кадырову.

Неприязненное отношение к Темирбаеву у Кадырова появилось еще в 2006 году, когда в Чечне шла ожесточенная борьба за власть между ним и действовавшим тогда президентом Алу Алхановым. Тогда на стороне Алханова выступили братья Ямадаевы и ряд влиятельных чеченских силовиков. Хотя Алханов так и не решился на силовое противостояние со своим конкурентом, с недавнего времени Кадыров начал репрессии против бывших сторонников президента.

Так, в прошлом году были задержаны, подвергнуты пыткам и затем лишены мандатов два депутата республиканского парламента Идрис Гаибов и Шамиль Магомаев, которые были сторонниками Алханова. Впоследствии Идрис Гаибов смог оперативно покинуть республику, а Шамиль Магомаев был повторно задержан и, по некоторым данным, мог не выдержать пыток. Близкие родственники Гаибова с июля этого года находятся в ОМВД по Курчалоевскому району, и никто из их родственников до сих пор не заявил о похищении.

Поводом для задержаний других высокопоставленных чеченцев стали проявления неуважения к правящей семье, допущенные этими людьми в приватных разговорах или встречах. Так, Темирбаева задержали в начале августа, через три дня после его отставки с должности мэра Аргуна и буквально накануне назначения советником главы Чечни. За эти три дня Темирбаев в телефонных разговорах высказал все, что он думает о Рамзане Кадырове и его семье, возмущаясь тем, что должность советника Кадырова не обеспечена никакими источниками дохода, в отличие от должности мэра Аргуна, а сам он "служит и будет служить России, а не этим придуркам".

В нынешней Чечне, где преданность Кадырову ценится выше, чем преданность Москве, такая позиция выглядит просто опасной. А после того, как полпред Северо-Кавказского федерального округа Александр Матовников попытался вступиться за Темирбаева, Кадыров, ранее выказывавший расположение к новому полпреду, просто не дал Матовникову договорить.

При этом на место Темирбаева был назначен 28-летний родственник главы Чечни Хас-Магомед Кадыров, не имевший особого опыта управления. Его однокурсники по юрфаку Чеченского государственного университета говорили, что он приезжал на учебу не часто, на дорогих машинах, вел себя в рамках приличия, однако учился плохо. Это не помешало Хас-Магомеду вскоре возглавить полицейский отдел по борьбе с наркотиками: прежний его глава Хасан Асуханов был арестован и подвергнут пыткам за недозволенную связь с женщиной. Асуханова держали в заточении несколько месяцев, а впоследствии выпустили, отобрав у него и его семьи все имущество, за исключением дома матери. Несмотря на то что Асуханов является одним из свидетелей по делу об убийстве правозащитницы Натальи Эстемировой, вплоть до его освобождения о нем ничего не было известно.

Сразу после того, как данные прослушки Темирбаева попали к Кадырову, сам Темирбаев, его родственники и охрана были задержаны, ставленников Темирбаева начали увольнять, а в принадлежащих ему объектах недвижимости прошли обыски, которые не были санкционированы судом. На случай, если с Темирбаевым невозможно будет разобраться никаким иным способом, кроме как возбуждением против него уголовного дела, найденное при обысках оружие было изъято и описано по всем правилам. От расправы людей из окружения Кадырова спасает лишь их публичность: при этом в случае каких-либо "проступков" дело ранее ограничивалось долгим заключением в подвале, избиениями, издевательствами и унижением, лишением должности и экспроприацией награбленного. Когда еще один родственник главы республики Ислам Кадыров попался на связях с братьями Ямадаевыми, а также был уличен в употреблении наркотиков и коррупции, он был лишен охраны, снят с должности, избит и отправлен работать дворником, а затем охранником на въезде в родовое село Кадыровых Центорой.

Задержание Темирбаева повлекло за собой задержания других чиновников, высказывавших негативное мнение о Кадырове. В частности, стало известно о задержании министра МЧС ЧР Руслана Яхъева, бывшего министра лесного хозяйства Дикмагомеда Мулаева, бывшего вице-премьера по социальному блоку, односельчанина Кадырова Халида Вайханова, а свояка самого Кадырова, начальника ГИБДД Шамхана Денилханова спасло только заступничество самой супруги Рамзана. Первый заместитель министра МВД по Чечне Апти Алаудинов, который, по слухам, однажды дал шуточный подзатыльник портрету Рамзана Кадырова, также может оказаться среди жертв чистки.

Задержания и обыски идут не только в домах "предателей", но и родовых селах у всех их многочисленных родственников, а на работе родственников и ставленников чиновников заставляют писать заявления об уходе. "По сути, мы наблюдаем первую в своем роде масштабную зачистку правящей в республике элиты. Впрочем, учитывая характер власти, отстроенный в Чечне, рано или поздно это должно было случиться", - констатируют журналисты.

В самой Чечне публикацию о зачистке считают недостоверной. "Никакие фейки "Новой газеты" мы комментировать не намерены, про них никто даже не слышал у нас", - сказал Ura.ru министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чечни Джамбулат Умаров. При этом пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов отказался комментировать эту информацию.