КС признал не соответствующими Конституции ряд положений избирательного законодательства
Архив NTVRU.com
 
 
 
Поводом к рассмотрению дела в КС послужила жалоба Александра Траспова
Архив NTVRU.com
 
 
 
Траспов обжаловал постановление облизбиркома в Ставропольском краевом суде
Архив NTVRU.com

Конституционный суд России признал не соответствующими Основному закону ряд положений пункта 3 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также пункт 3 статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Госдумы Федерального Собрания РФ". Как указано в оглашенном во вторник постановлении КС, признанные неконституционными нормы "при незаконном отказе в регистрации кандидата ограничивают полномочия суда по отмене итогов голосования, результатов выборов и выявлению адекватности отражения в них реальной воли избирателей", передает РИА "Новости".

Поводом к рассмотрению этого дела в КС послужила жалоба Александра Траспова, которому в 1999 году окружная избирательная комиссия Ставропольского края отказала в регистрации кандидатом в депутаты Госдумы. Траспов обжаловал постановление облизбиркома в Ставропольском краевом суде, который признал недействительным постановление об отказе в регистрации. Однако, когда Траспов обратился в тот же суд с исковым заявлением о признании недействительными результатов выборов по Ставропольскому одномандатному избирательному округу ╧ 55, судебная коллегия по гражданским делам оставила его иск без удовлетворения. При этом суд сослался на оспариваемые сейчас в КС статьи избирательного законодательства.

Суд мотивировал свое решение тем, что, согласно этим нормам, результаты выборов могут быть отменены при установлении других нарушений избирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. С той же мотивировкой Траспову отказал и Верховный суд России.

Как указано в решении КС, "обеспечение своевременного, до проведения голосования, восстановления нарушенных избирательных прав требует дополнительных законодательных мер, которые препятствовали бы необоснованному отказу в регистрации кандидата в депутаты либо аннулированию уже осуществленной регистрации". "Такие меры, - отмечается в решении КС, - могут состоять, в том числе, в уточнении оснований для отказа в регистрации, соответствующих полномочий избирательных комиссий и их ответственности, в совершенствовании судебных процедур, служащих своевременному, до проведения выборов, восстановлению пассивного избирательного права, а также в разработке адекватных компенсаторных механизмов восстановления прав, нарушенных вследствие незаконного отказа в регистрации".

В решении суда отмечено, что теперь Траспов вправе обратиться в суд общей юрисдикции за защитой своих нарушенных прав.

Как заявил Траспов по окончании заседания КС, теперь он, основываясь на решении КС, намерен обратиться в Верховный суд, с тем чтобы выборы в 1999 году в Государственную думу по 55-му одномандатному округу (Ставропольский край) были признаны недействительными и были назначены новые.