Прокурор изложил в суде обвинения, предъявляемые главе МЕНАТЕПа Платону Лебедеву
Yahoo!

Государственный обвинитель по делу Ходорковского-Лебедева-Крайнова в четверг на процессе в Мещанском суде изложил суть обвинений, предъявленных председателю совета директоров МФО МЕНАТЕП Платону Лебедеву.

По словам гособвинителя Дмитрия Шохина, работая президентом КБ МЕНАТЕП, Лебедев в 1994 году вошел в организованную группу лиц, созданную Михаилом Ходорковским с целью завладения путем обмана акциями российских предприятий в период проведения приватизации.

Прокурор сказал, что согласно распределению ролей, Ходорковский должен был организовать и руководить всей деятельностью членов организованной группы, а Лебедев также принимал в этом участие и непосредственно руководил деятельностью КБ МЕНАТЕП и подконтрольных ему структур, а также выдавал банковские гарантии коммерческим структурам, использовавшимся для завладения акциями приватизируемых предприятий.

Как отметил прокурор, при этом Ходорковский и Лебедев знали, что "используемые ими коммерческие организации не обладают признаками юридического лица", то есть фактически являются подставными, сообщает "Интерфакс".

Таким образом, по мнению Генпрокуратуры, в июне-июле 1994 года Лебедев совместно с Ходорковским организовал и путем участия в инвестиционном конкурсе приобрел принадлежащий государству 20-процентный пакет акций ОАО "Апатит" на сумму более 283 млн долларов.

При этом, как считает прокурор, подсудимые заведомо знали, что условия конкурса по инвестированию более 563 млрд неденоминированных рублей (эквивалентно приблизительно 283 млн долл.) в ОАО "Апатит" победителем конкурса АОЗТ "Волна" исполняться не будут.

Аналогичным образом, по мнению прокуратуры, были похищены и 44% акций АО "НИИУИФ" (Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам).

Говоря об эпизоде хищения 20% акций ОАО "Апатит", прокурор отметил, что подсудимые стремились избежать необходимости возвращения акций. С требованием об их возвращении в Арбитражный суд обратилось Мурманское отделение РФФИ в связи с тем, что АОЗТ "Волна" не перечислило первую часть необходимых инвестиций, установленную конкурсом.

Чтобы избежать возвращения акций, Лебедев совместно с Ходорковским представили в Арбитражный суд платежные поручения о перечислении необходимых сумм со счета АОЗТ "Волна" на счет ОАО "Апатит" в банке МЕНАТЕП.

Как считает прокуратура, эти платежи были фиктивными, так как в течение одного дня средства были возвращены обратно на счет АОЗТ "Волна" в том же банке.

Впоследствии 20-процентный пакет акций ОАО "Апатит" был раздроблен на части и передан в собственность подконтрольным Ходорковскому и Лебедеву подставным коммерческим структурам.

Несмотря на то, что в 1998 году апелляционная инстанция Арбитражного суда в связи с нарушением инвестиционных условий отменила договор купли-продажи и обязала АОЗТ "Волна", которой руководил подсудимый Андрей Крайнов, вернуть акции фонду федерального имущества Мурманской области, этого сделано не было. В этой связи Генпрокуратура обвиняет Лебедева и Ходорковского в злостном неисполнении вступившего в законную силу решения суда.

Лебедев совместно с Ходорковским, утверждает обвинение, предпринял ряд действий для сокрытия движения акций ОАО "Апатит" по подконтрольным ему и Ходорковскому компаниям.

20 марта 2000 года Лебедев обратился с письмом в РФФИ с предложением, что МФО МЕНАТЕП, где он является председателем совета директоров, готово урегулировать проблему фонда имущества Мурманской области за свой счет. В результате с РФФИ было заключено мировое соглашение, согласно которому стороны урегулировали спор о возврате государству 20-процентного пакета акций ОАО "Апатит", вернув от имени АОЗТ "Волна" сумму, эквивалентную 15 млн 130 тыс. долларов.

Между тем Генпрокуратура утверждает, что составленное под руководством Ходорковского и Лебедева мировое соглашение является несостоятельным, так как основано на заведомо заниженной цене акций ОАО "Апатит". По данным следствия, в то время рыночная стоимость 20-процентного пакета акций ОАО "Апатит" составляла 62 млн долларов.

Лебедев совместно с Ходорковским обвиняются также в том, что, получив путем назначения своих людей право на стратегическое управление ОАО "Апатит", они реализовывали продукцию предприятия подконтрольным им посредникам по заниженным ценам. Посредники, в свою очередь, перепродавали продукцию потребителям по рыночной цене. Полученную разницу, считает следствие, Ходорковский и Лебедев, а также другие лица, действовавшие в составе организованной группы, обратили в свою пользу.

Кроме того, следствие считает, что Ходорковский и Лебедев как основные акционеры ЮКОСа, являясь фактическими руководителями этой компании в 1999-2000 гг., совершили уклонение от уплаты налогов и мошенническим путем завладели бюджетными средствами.

Действуя через подставные юридические лица, зарегистрированные в зонах с льготным налогообложением, эта группа организовала сбыт нефти и нефтепродуктов предприятий, входящих в НК ЮКОС, считает следствие.

Кроме того, следствие утверждает, что в нарушение налогового законодательства Ходорковский и Лебедев производили оплату налоговых платежей не денежными средствами, а векселями НК ЮКОС. Таким образом, по подсчетам следователей, всего за 1999-2000 гг. ОАО НК ЮКОС уклонилось от уплаты налогов на сумму свыше 17 млрд рублей (556 млн долларов).

По данным Генпрокуратуры, ущерб, причиненный Ходорковским и главой МФО МЕНАТЕП Платоном Лебедевым, в том числе интересам государства, оценивается в сумму более 1 млрд долларов.