Бывший начальник управления ФСБ по республике Коми, генерал-майор в запасе Николай Пиюков написал письмо президенту Дмитрию Медведеву, в котором заявил о фальсификациях в деле о поджоге торгового центра "Пассаж" в Ухте в 2005 году
НТВ

Бывший начальник управления ФСБ по республике Коми, генерал-майор в запасе Николай Пиюков написал письмо президенту Дмитрию Медведеву, в котором заявил о фальсификациях в деле о поджоге торгового центра "Пассаж" в Ухте в 2005 году. Ранее эту версию высказывали в публичных обращениях к главе государства бывший заместитель прокурора Ухты Григорий Чекалин и офицер МВД Коми Михаил Евсеев. Чекалин в декабре прошлого года получил 1,5 года колонии-поселения за "дачу ложных показаний", а Евсеев в ноябре прошлого года - 1 год и 3 месяца колонии-поселения за "разглашение государственной тайны".

Николай Пиюков написал свое письмо президенту и заверил его у нотариуса еще в феврале, но не стал передавать его по официальным каналам, так как боялся, что в таком случае оно не дойдет до адресата. В итоге он обратился к правозащитникам. Только в июле его письмо наконец-то дошло до Дмитрия Медведева, выяснило Радио "Свобода".

"С момента возбуждения уголовного дела в июле 2005 года политические деятели, бизнесмены и руководство правоохранительных органов Республики Коми вели целенаправленную работу по фальсификации доказательств…, привлечению к уголовной ответственности невиновных граждан, дискредитации лиц, пытающихся установить истину по делу", – говорится в письме Пиюкова, скан которого публикует сайт радиостанции.

По мнению Пиюкова, поджог и фальсификация уголовного дела были совершены ради "передела собственности". "Незаконное осуждение Пулялина А.А. и Корастелева А.А. имеет целью привлечение к уголовной ответственности братьев Махмудовых, якобы заказчиков поджога, с тем, чтобы воспользовавшись ситуацией отобрать у них прибыльный строительный бизнес", – утверждает отставной генерал ФСБ.

Супруга осужденного прокурора Григория Чекалина Марина мало рассчитывает на то, что письмо Пиюкова поможет в расследовании дела о поджоге и оправдании ее мужа. "Как человек, трезво смотрящий на жизнь, я не верю, что будет что-то пересмотрено Я думаю, что мой муж отсидит свой срок до конца. Чтобы пересмотреть это дело, столько голов должно слететь с плеч. Нужно перелопатить всю систему. Это минус нашему президенту и всем чиновникам, которые ставят таких людей, которые творят такой беспредел", - заявила Марина Чекалина.

Напомним, что пожар в торговом центре "Пассаж" произошел 11 июля 2005 года. Тогда погибли 25 человек, еще 10 получили ожоги и травмы. В ноябре 2005 года обвинение по делу было предъявлено генеральному директору арендатора здания ООО "Северторг" Александру Молеву - он получил 5 лет тюрьмы.

В поджоге обвинили Антона Коростелева и Алексея Пулялина. Как установили следователи, молодые люди разлили около 20 литров горючей жидкости в проходах, ведущих в коридор первого этажа торгового центра, и подожгли ее. Поскольку на всех окнах двухэтажного здания находились глухие металлические решетки, а запасные выходы были закрыты, пути спасения людей из здания были отрезаны.

28 июня 2008 года Верховный суд Коми вынес оправдательный приговор, признав доводы обвинения несостоятельными из-за грубых нарушений и нестыковок в материалах следствия. Однако в октябре того же года решение по запросу прокуратуры было отменено Верховным судом РФ.

12 января 2009 года начался повторный процесс. Тогда же были задержаны ухтинские бизнесмены Махмудовы, которым предъявили обвинение в организации поджога. В июне 2009 года Верховный суд Коми признал Коростелева и Пулялина виновными в поджоге и приговорил обоих к пожизненному заключению. Как заявил судья, объявляя вердикт, суд считает, что поджог торгового центра "Пассаж" обвиняемые "совершили с особым цинизмом, осознавая преступный умысел и последствия от своих действий". 26 октября 2009 года Верховный суд России оставил в силе приговор в отношении Пулялина и Коростелева.

Из материалов дела следует, что Пулялин и Коростелев за время следствия и суда давали разные показания по делу: они сначала признавали свою вину и подтверждали, что заказчиками были Махмудовы, а затем отрицали свою причастность к преступлению. Адвокаты осужденных ранее заявляли, признательные показания их подзащитные давали под пытками.