Все центральные российские газеты в четверг комментируют аресты пяти фигурантов уголовного дела о контрабандных поставках мебели в торговые центры "Три кита" и "Гранд", о которых стало известно накануне
RTV International
 
 
 
Таким образом через шесть лет после начала следствия Генеральная прокуратура России реанимировала очень громкое и скандальное "мебельное дело", которое может пролить свет на неожиданную отставку генпрокурора Владимира Устинова
Телекомпания Эхо
 
 
 
Среди задержанных оказался и сам главный герой той эпопеи - уже бывший владелец этих мебельных центров Сергей Зуев
Телекомпания Эхо
 
 
 

Все центральные российские газеты в четверг комментируют аресты пяти фигурантов уголовного дела о контрабандных поставках мебели в торговые центры "Три кита" и "Гранд", о которых стало известно накануне.

Таким образом через шесть лет после начала следствия Генеральная прокуратура России реанимировала очень громкое и скандальное "мебельное дело", которое может пролить свет на неожиданную отставку генпрокурора Владимира Устинова.

Среди задержанных оказался и сам главный герой той эпопеи - уже бывший владелец этих мебельных центров Сергей Зуев. Как вчера было официально объявлено, он и его предполагаемые сообщники подозреваются в контрабанде, неуплате таможенных платежей и легализации средств, полученных преступным путем, на десятки и сотни миллионов рублей.

Однако возобновить "заглохшее" следствие помогло лишь вмешательство первого лица государства: "Если бы не поддержка президента, неизвестно, как бы закончилось расследование". Об этом заявил следователь Ленинградской облпрокуратуры Владимир Лоскутов, в 2002 году специально прикомандированный к Генпрокуратуре по личному распоряжению президента Владимира Путина для расследования мебельной эпопеи, пишет "Время новостей".

"Сложность расследования заключалась в том, что у подозреваемых были большие связи в правоохранительных органах, что препятствовало следствию", - сказал Лоскутов. По его словам, в ходе расследования противной стороной предпринимались неоднократные попытки подкупить следователей (Лоскутов не уточнил, кого именно), чтобы получить доступ к материалам расследования. Это удалось - во время одного из обысков у подозреваемых был изъят план расследования дела. По словам Лоскутова, в рамках расследования "мебельного дела" также идет проверка фактов коррупции среди должностных лиц в правоохранительных органах, ранее препятствовавших расследованию этого дела.

"Если бы не поддержка президента РФ, который держал на личном контроле ход следствия, оно бы не достигло таких результатов", - отметил питерский следователь. Позднее в четверг, отвечая на вопросы журналистов в Шанхае о "деле мебельщиков", Владимир Путин сообщил, что для его ведения вынужден был привезти следователей из Ленинградской области. По словам президента, которые цитирует "Интерфакс", он хотел, чтобы следователи "не были связаны с московскими правоохранительными органами и таможней".

Пять ходатайств в Басманный суд об аресте фигурантов так называемого мебельного дела подписал и. о. генпрокурора Юрий Бирюков. Именно он в 2001-2002 годах был инициатором уголовного преследования тех, кто намеревался посадить за контрабанду Сергея Зуева. С легкой руки Бирюкова на скамье подсудимых оказались сначала следователь СК при МВД Павел Зайцев, который "переусердствовал" в расследовании упомянутого дела о контрабанде, а затем два крупных чиновника Государственного таможенного комитета (ныне ФТС): начальник управления таможенной инспекции Александр Волков и первый замначальника управления таможенных расследований и дознания Марат Файззулин, напоминает "Коммерсант".

Последние были вскоре полностью оправданы Дорогомиловским судом, а следователя Зайцева Мосгорсуд приговорил со второй попытки (первая также увенчалась оправданием) к двум годам лишения свободы условно, разрешив, впрочем, продолжить работу в СК. Именно Юрий Бирюков, если верить экс-судье Мосгорсуда Ольге Кудешкиной, оказывал по телефону давление на суд, добиваясь вынесения обвинительного приговора следователю Зайцеву, и именно в результате его давления председатель Мосгорсуда Ольга Егорова отобрала дело у судьи Кудешкиной, передав более послушному коллеге.

Кстати, Кудешкина также считает, что недавняя отставка генпрокурора Устинова может быть связана с делом о контрабанде мебели, поставлявшейся в торговые центры "Три кита" и "Гранд". "Учитывая, что сразу после отставки Устинова был дан ход этому делу, логично предположить, что отставка генпрокурора связана с этим делом, но не только с этим", - заявила Кудешкина в четверг в интервью "Интерфаксу".

Как утверждает Кудешкина, еще 8 июля 2001 года бывший тогда министром внутренних дел Борис Грызлов направил рабочее письмо Устинову, в котором указывал, что лицам, подозреваемым в контрабанде мебели, удается уйти от ответственности с помощью сотрудников Генпрокуратуры. По ее словам, должной реакции на это письмо не последовало, пока сейчас не проявилась "политическая воля президента, указавшего на то, что коррупция поразили все органы власти и особенно таможенные органы".

В свою очередь "Новая газета" пишет, что в 2001 году Генпрокуратура затребовала к себе уголовное и прекратила дело о контрабанде мебели через несколько часов после того, как в Следственном комитете при МВД РФ был допрошен свидетель, который рассказал о том, что влияние на расследование пытался оказать помощник Юрия Заостровцева - в то время замдиректора ФСБ РФ, начальника департамента экономической безопасности. Издание также напоминает, что дело "Трех китов" вновь возбудили после вмешательства Комитета по безопасности и комиссии Госдумы РФ по борьбе с коррупцией, и особую роль в этом сыграл депутат Юрий Щекочихин, который был заместителем главного редактора "Новой газеты".

После отставки генпрокурора Владимира Устинова закачалось кресло и под первым его заместителем Бирюковым. Исполняющий обязанности генпрокурора решил, что настало время дать ход делу о мебельной контрабанде.

Шесть лет назад это дело стало первым масштабным столкновением между околокремлевскими группами влияния, когда группа силовиков только начала еще предъявлять претензии на контроль за основными финансовыми потоками. В частности, они попытались сменить руководство таможни, которую возглавлял тогда "чужой" им Михаил Ванин. В свою очередь, руководство ГТК решило продемонстрировать, что силовики сами причастны к незаконным операциям, в том числе контрабанде мебелью.

Во-первых, нынешний поворот "мебельного дела" подтверждает предположения о наметившемся ослаблении силовой группировки во власти. Сегодняшние аресты - знак: ни одна из групп влияния вокруг президента не обладает иммунитетом, фамилии арестованных вторичны, уверен политолог Алексей Макаркин, отмечают "Ведомости".

"Важно, что возглавляющий следствие первый замначальника прокуратуры Ленинградской области Владимир Лоскутов не из Генпрокуратуры, он государев человек. И вот он говорит про план расследования, оказавшийся у одного из арестованных, т. е. озвучивает утечку", - считает Макаркин.

Во-вторых, возобновившееся дело говорит о назревающих в Генпрокуратуре серьезных переменах. О том, что они последуют, начали говорить сразу после отставки Устинова. То, что эти перемены начались именно с пересмотра "мебельного дела", причем еще до назначения нового генпрокурора, подтверждает, что в Генпрокуратуре ожидаются и другие отставки. И вслед за неизбежными кадровыми перестановками в ее руководстве могут последовать скандальные разоблачения.

Кто именно в Генпрокуратуре может пострадать за "мебельное дело", пока сказать никто не решается. Но поле для предположений здесь огромное, и при желании в число виновных может попасть и сам Устинов, и его заместители. Ведь "война", разгоревшаяся из-за "мебельного дела", затронула руководителей многих ведомств, некоторые из них были вынуждены ходить на допросы или уйти в отставку. И санкцию на многие решения, принимавшиеся в рамках этого расследования, по определению могли давать лишь первые лица Генпрокуратуры.

Таким образом не исключено, что именно "мебельное дело" стало причиной отставки генпрокурора Владимира Устинова, пишут "Известия". Впрочем, в кадровых решениях такого уровня редко принимается во внимание только один аспект. Скорее всего так было и в случае с Устиновым. Кому-то не понравились его тесные связи с заместителем главы президентской администрации Игорем Сечиным (сын Устинова женат на дочери Сечина Инге). Кому-то не нравились мессианские устремления генпрокурора - в расположении Генпрокуратуры вознесена часовенка, а на прошлогодней коллегии ведомства Владимир Устинов обратился с коллегам с настоящей проповедью. Не исключено и то, что отставкой власть пыталась осадить не всегда адекватное правоохранительное рвение органов прокуратуры в отношении предпринимателей, которое явно обозначилось после "дела Ходорковского", отмечает издание.

Практически все газеты обращают внимание на то, что вечером накануне этого громкого ареста на экономическом форуме в Санкт-Петербурге на встрече с иностранными бизнесменами Владимир Путин произнес несколько загадочных фраз: "Мы хорошо знаем, что к числу трудностей относятся всевозможные административные барьеры и коррупция. Борьба с этими негативными явлениями непроста. Мы никогда не прекращали этой борьбы и намерены вести ее постоянно и впредь еще более жестко. Даже сегодня эта работа продолжается и прямо сейчас она идет в столице нашей родины Москве". Во вторник же утром выяснилось, что как раз в это время в Москве следователи проводили аресты и первые допросы фигурантов "мебельного дела".

Не исключено, что в рамках развернутой борьбы с коррупцией расследование этого дела может иметь весьма серьезные последствия для весьма высокопоставленных людей.

Новые владельцы торговых центров "Гранд" заявляют о своей непричастности к "мебельному скандалу"

Как сообщил "Интерфаксу" один из руководителей ООО "ГрандТитул", владеющего этими торговыми центрами, "задержанный по "мебельному делу" предприниматель Сергей Зуев в настоящее время не имеет отношения к владельцам мебельного центра "Гранд" и многофункционального торгового комплекса "Гранд-2".

По словам собеседника агентства, "утверждение о том, что Зуев является фактическим руководителем "Гранда", некорректно". Он пояснил, что ООО "ГрандТитул" 30 августа 2004 года действительно приобрело "Гранд-1", "Гранд-2" и административно-хозяйственное здание, расположенные в подмосковных Химках на улице Бутаково, 4, у ООО "Альянс- 95" и ООО "Альянс-96" по договору купли-продажи.

Однако на момент заключения сделки Зуев уже не являлся генеральным директором ООО "Альянс-95", сообщил представитель ООО "ГрандТитул", отметив, что Зуев продал компанию третьим лицам вскоре после возбуждения в 2000 году уголовного дела о контрабанде. Еще один фигурант дела о нелегальных поставках мебели - Андрей Латушкин, гендиректор ООО "Альянс-96", также не участвовал в продаже торговых центров "Гранд" нынешним владельцам, добавил собеседник агентства.

По сведениям участников рынка, компания ООО "ГрандТитул" представляет интересы крупных бизнесменов, выходцев из Азербайджана, Зараха Илиева и Года Нисанова. Илиев является, в частности, совладельцем ТК "Москва", гостиницы "Украина", а Нисанов - председателем совета директоров ЗАО "Киевская площадь", которая ведет строительство торгово-развлекательного комплекса "Европейский" возле Киевского вокзала, отмечает "Интерфакс".

Почти треть россиян позитивно оценивают работу Устинова на посту генпрокурора

По данным опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение", об отставке Владимира Устинова с должности генпрокурора РФ известно большинству россиян: 35% - "знают" об этом факте, а 23% - что-то "слышали".

41% (по выборке) респондентов считают, что Устинов подал в отставку вынужденно, под давлением, и лишь немногие (6% от выборки) - по собственной инициативе.

При этом 31% респондентов склонны позитивно оценивать результаты деятельности Устинова на посту генпрокурора, 12% - отрицательно. Остальные затруднились с ответом.

Отвечая на вопрос социологов, в чем они видят положительные, а в чем - отрицательные результаты работы Устинова на посту генпрокурора, 22% опрошенных назвали те или иные положительные результаты. Чаще всего в заслугу Устинову ставилась борьба с коррупцией во властных структурах (13%). Реже респонденты говорили о положительных результатах в борьбе с преступностью в целом (3%), терроризмом (1%), о расследовании и раскрытии "громких дел" (2%). Некоторые говорили, что при В. Устинове в работе прокуратуры стало больше гласности, открытости (1%).

Об отрицательных результатах работы Устинова на посту генпрокурора говорили 17% участников опроса. В России, отмечали они, продолжает процветать коррупция (5%), неудовлетворительно ведется борьба с преступностью (2%), много осталось нераскрытых дел, в том числе "громких" (3%), в стране царят беспорядок и беззаконие (1%).

Кроме того, отвечая на вопрос, оказывала ли, по мнению респондентов, при Устинове генпрокуратура влияние на экономику и политическую жизнь страны, 15% опрошенных сказали, что прокуратура на экономику России не влияла, 21% считают, что влияла положительно, 10% - что отрицательно.

Социологи отмечают, что сходным образом распределились мнения и относительно политического влияния генпрокуратуры под его руководством: 15% говорят, что влияния не было, 21% усматривают положительное, а 9% - отрицательное влияние на политическую жизнь России.