Российский премьер-министр Владимир Путин отверг домыслы о том, что он расходится с президентом Дмитрием Медведевым по иранскому вопросу, и назвал разговоры о грядущих санкциях против Тегерана преждевременными. Ранее западные СМИ писали о разногласиях между Кремлем и Белым домом в связи с ядерной программой Тегерана. По словам Путина, окончательное решение о санкциях еще не принято, и сейчас лучше сосредоточиться на дипломатии.
В среду во время встречи с журналистами премьер-министра попросили прокомментировать, действительно ли он против утверждения Медведева о том, что санкции "неизбежны". "У нас внешнюю политику определяет президент. И если Дмитрий Анатольевич сказал, что неизбежны, ну, значит, неизбежны", - отметил Путин. Затем он пояснил: "Если вы внимательно посмотрите все его высказывания, в каком контексте он это говорит, то я уверен, что вы убедитесь, что там никакой железобетонной настроенности на санкционную политику нет".
- Клинтон заявила то же, что и Путин
- Эксперты: Иран готов пойти на сделку
"В целом мы считаем, что к этому надо подходить осторожно, пугать иранцев ни к чему, нужно договариваться, искать эти компромиссы", - цитирует Путина ИТАР-ТАСС. "Если переговоры не состоятся либо закончатся фиаско, тогда можно будет говорить о последующих шагах, но если мы сейчас еще, не сделав конкретных шагов, будем анонсировать какие-то санкции, то тем самым мы не будем создавать благоприятных условий для того, чтобы они закончились позитивно", - указал премьер.
В сентябре российский президент действительно говорил, что "в отдельных случаях использование санкций является неизбежным", и США восприняли это как намек на готовность поддержать жесткие меры. Однако после этого Медведев о "неизбежности" санкций не говорил, а в МИДе РФ отмечали, что предпочтение отдается дипломатии.
Накануне британская The Financial Times писала со ссылкой на американский дипломатический источник, что Медведев заявил о готовности поддержать санкции и тем самым вошел в противоречие с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Вскоре, однако, автор статьи оговорился, что вряд ли эти расхождения можно считать существенными. "Если зона разногласий и существует, то достаточно узкая. Во всяком случае, публичные позиции Медведева и Лаврова почти не отличаются", - пояснил Чарльз Кловер в интервью "Радио Свобода".
Разговоры о противоречиях между Медведевым и Лавровым, Медведевым и Путиным - это безосновательные журналистские спекуляции, то есть "совершенно нормальная вещь", прокомментировал ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, бывший замминистра иностранных дел России Георгий Кунадзе. Противоречий между главой МИДа и президентом быть не может, иначе министр иностранных дел сразу уходит в отставку, заверил он.
"Вообще, разговоры о том, вводить санкции против Ирана или не вводить, поверхностны, - поясняет Кунадзе. - Остается важный вопрос: когда вводить, в каких условиях, какие именно санкции. Дьявол, как известно, в деталях. Поэтому я не очень понимаю попытки противопоставить эти позиции, хотя, конечно, за этим угадывается попытка противопоставить позиции президента и премьер-министра".
Клинтон заявила то же, что и Путин: пока будут переговоры
Госсекретарь Хиллари Клинтон во время визита в Москву тоже отмечала, что говорить о введении санкций преждевременно. Вашингтон решительно придерживается дипломатических методов, вопрос о санкциях будет рассматриваться лишь в случае провала дипломатии, заверила она.
Таким образом, у США и России "нет различий в подходе" к решению иранской ядерной проблемы, указала Клинтон в интервью британской корпорации BBC. Русские и американцы согласны, что необходимо вести переговоры, но если наши дипломатические усилия не увенчаются успехом, придется рассмотреть другие меры, сообщила госсекретарь.
Ранее в СМИ звучали догадки, что президент США Барак Обама отказался от планов по размещению противоракетных баз в Восточной Европе, чтобы улучшить отношения с Россией и добиться от нее поддержки санкций против Ирана. В Америке и ряде западных стран подозревают, что Тегеран лишь прикрывается мирной ядерной программой, а на деле стремится создать оружие массового уничтожения. Накануне визита Хиллари Клинтон в Россию пресса писала, что госсекретарь приехала получить гарантии, что Москва в случае необходимости поддержит санкции.
Эксперты: Иран уже готов пойти на сделку
Между тем эксперты полагают, что Иран готов заключить с западными странами сделку, касающуюся ядерной программы, пишет влиятельное американское издание The New York Times. Договоренность возможна, поскольку сейчас обе стороны смогут заявить о победе.
"Если конечная цель Ирана - продолжать обогащение (урана), а цель США - убедиться, что в Иране нет ядерного оружия, то обе стороны могут добиться своего", - считает глава Национального иранско-американского совета Трита Парси.
"Инацы не собираются соглашаться на серьезные уступки по ядерной программе. Они уже приостанавливали обогащение урана на почти два года, с 2003 по 2005 год, и, с их точки зрения, ничего за это не получили. Поэтому теперь Иран не собирается вновь делать чего-то подобного", - полагает Флинт Леверетт, директор иранского проекта фонда "Новая Америка". Однако Иран получил разменные карты и внимание международного сообщества - возможно, к этому он и стремился, говорит Леверетт.
По сведениям МАГАТЭ, Иран вовсе не собирался создавать ядерное оружие. Эксперты организации в недавнем докладе отметили, что Исламская Республика при желании могла бы начать производство атомных бомб, но нет никаких доказательств, что она это делает. Получается, что иранцы добились своего, поясняет эксперт из Стэнфордского университета Аббас Милани.