В регионах прошла новая волна массовых обысков в штабах Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) и по домашним адресам активистов. Обыски прошли в Екатеринбурге, Уфе, Архангельске, Ярославле, Новокузнецке и других городах. Ряд активистов доставлены в СКР или вызваны в качестве свидетелей.
Сотрудницу штаба Алексея Навального в Екатеринбурге Викторию Райх отвезли на допрос в СУ СКР по Свердловской области. Об этом Znak.com сообщила координатор штаба Ирина Норман.
Кроме того, обыски прошли дома у политолога Федора Крашенинникова. Как он написал на своей странице в Twitter, к нему пришли "по поводу бывшей жены" Полины Грейсман, которая ранее была сотрудницей штаба Навального. "Я должен явиться в СК в качестве свидетеля", - уточнил политолог. Утром силовики пришли с обысками к бывшей активистке Навального в Екатеринбурге Полине Грейсман и к действующей сотруднице Виктории Райх.
Как уточняет "ОВД-Инфо", примерно в 8 часов утра по местному времени начался обыск у активистов штаба Навального в Уфе - риелтора Ольги Комлевой и муниципального депутата Русско-Юрмашского сельсовета Альберта Гаскарова. Обыск проходит в их частных домах, сами они находятся снаружи. Об обыске сообщили волонтер штаба Навального в Самаре Евгений Трубченко и саратовская активистка Анастасия Жукова, у которой изымают технику. Об этом ОВД-Инфо сообщил бывший региональный координатор штаба Александр Зыков.
- Иван Жданов: "Следственный комитет является иностранным агентом"
В Екатеринбурге, помимо Крашенинникова, Грейсман и Райх, которую везут на допрос, не выходит на связь Виктор Распопов. В следственный комитет на допрос после обыска дома отправили супругу бывшего координатора штаба Навального Виктора Бармина, Марию Столбенко. Она находится в статусе свидетеля по делу ФБК. Обыск прошел и у самого Бармина, сообщил активист Илья Коробков.
Также проходит обыск у ярославского активиста Александра Смирнова, у бывшего координатора штаба Навального в Новокузнецке Антона Волошина и в доме, где прописан челябинский сотрудник и видеооператор штаба Навального Юрий Прудников Обыск проходил также по месту прописки экс-сотрудницы кемеровского штаба Серафимы Тебенихиной. Не выходит на связь и бывший зам координатора штаба Навального в Бийске Катерина Фоменко. Кроме того, обыски проходят в штабе Навального в Барнауле и в квартире жены эковолонтера и члена партии "Яблоко" Юрия Чеснокова в Архангельске.
Также прошел обыск у сотрудника штаба Навального в Ижевске Анастасии Синельниковой и у краснодарской активистки Яны Антоновой: уточняется, что обыск проводится по делу ФБК без постановления суда, с 6 утра. У Антоновой изъяли телефон и банковские карты. Как сообщил "МБХ медиа" координатор "Правозащиты Открытки" Алексей Прянишников, активистку обвиняют в осуществлении деятельности нежелательной организации (статья 284.1 УК) из-за пикета и публикаций в Facebook.
"Сегодня в рамках предварительного следствия в 30 субъектах проводятся обыски в штабах самой организации, а также по месту жительства ряда сотрудников региональных подразделений ФБК. Изымаются предметы и документы, имеющие значение для расследования. Ряд сотрудников ФБК вызваны к следователям для допроса по уголовному делу", - сообщается на сайте СК РФ.
"Заблокировали нам счёт, чтобы отправить на него 140 тысяч рублей от несуществующей испанской фирмы. Использовали это для того, чтобы объявить нас "иностранными агентами". Теперь проводят обыски, объясняя их тем, что нам переводят деньги из иностранных источников, - комментирует Алексей Навальный на своем сайте. - Скоро, видимо, изъяв у нас документы, они будут нанимать на работу к нам каких-то людей. Потом выпускать разоблачения от этих людей. Делать платежи со счетов и расследовать цели этих платежей. А потом награждать друг друга и выдавать внеочередные звания за отличную работу".
В начале августа Следственный комитет возбудил уголовное дело против ФБК по ч. 4 ст. 174 УК РФ. По версии следствия, с января 2016-го по декабрь 2018 года сотрудники ФБК получили "преступным путем" крупную сумму в рублях и иностранной валюте и для их легализации внесли данные средства через банкоматы на расчетные счета нескольких банков, после чего деньги были зачислены на текущие расчетные счета фонда.
Суды также заблокировали более ста банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе счет фонда и штабов Навального, через которые якобы был легализован 1 миллиард рублей, добытый преступным путем. В фонде говорят, что речь идет о пожертвованиях сторонников. Откуда взялась сумма в 1 млрд, неизвестно, в официальных документах она не фигурирует.
Накануне выборов 8 сентября обыски прошли в петербургском штабе Навального. Там с пятой попытки в туалете "нашли" избирательные бюллетени якобы для вбросов. Чуть ранее обыски проходили в Москве в офисе ФБК, студии "Навальный Live" и городском штабе политика. Также обыски прошли в штабах Навального в Самаре, Уфе и Перми, а также у сотрудников и координаторов штабов.
Как отмечают правозащитники, Басманный суд в конце августа - начале сентября выдал не менее 152 ордеров на обыски в домах более чем 150 сотрудников региональных отделений Фонда. Все они были одинаковыми и отличались только именами лиц, чьи жилища должны были быть обысканы. При этом судье оказалось достаточно "основания полагать, что подтверждающие обвинение доказательства могут быть найдены".
9 октября Министерство юстиции России внесло Фонд борьбы с коррупцией в список иностранных агентов, заподозрив его в получении денег из-за рубежа. Причиной внесения стали два транша, поступившие из США и Испании. Директор ФБК Иван Жданов сообщил, что перевод денег из Испании мог быть провокацией, так как деньги поступили на заблокированный счет от иностранной организации с рублевым счетом. Жданов заверил, что получение статуса иностранного агента на работе фонда принципиально не отразится, антикоррупционные расследования продолжатся.