Верховный суд России принял решение по иску правозащитной организации "Мемориал", которая требовала отменить п. 30, 31 и 32 положения о воинском учете, обязывающие организации предоставлять данные о работниках в военкоматы. Суд оставил за военными право требовать от негосударственных организаций данные об их сотрудниках.
Представитель Верховного суда Павел Одинцов подтвердил это в интервью агетству Infox.ru: "Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции останется в силе".
По мнению Игоря Сажина, представителя правозащитной организации "Мемориал" в Коми, "распространение системы воинского учета на организации, которые не финансируются государством, в нынешнем виде противоречит обязательствам России, вытекающими из конвенции о правах человека".
Решение Верховного суда РФ не удовлетворило истцов – они намерены подать новый иск в Страсбург. Они также подчеркнули, что прохождение национальных инстанций они изначально воспринимали как этап на пути к Страсбургскому суду.
Игорь Сажин уточнил - история их иска началась с жалобы администрации Сыктывкара на то, что организация "Мемориал" не ведет воинский учет. "Эта обязанность есть даже у свидетелей Иеговы", - добавил Сажин.
В частности, правозащитникам не понравились пункты положения воинского учета, в соответствии с которыми работодатели должны заводить личные карточки на сотрудников, сообщать военкоматам о найденных в документах исправлениях, неточностях и подделках.
Кроме того, они хотели оспорить то, что работодатель обязан в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов или органов местного самоуправления сообщать необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
В том числе организации должны как минимум один раз в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, с данными, cодержащимися в документах воинского учета граждан.
Напомним, что в последнее время правительством предпринимаются различные попытки модернизировать и якобы улучшить систему призыва. К сотрудничеству при этом привлекаются различные ведомства.
Так, в декабре прошлого года Госдума приняла законопроект, который обязывает Федеральную миграционную службу (ФМС) в двухнедельный срок направлять в военные комиссариаты сведения о военнообязанных, не состоящих на воинском учете. Также ФМС должна будет передавать военкоматам сведения о мужчинах призывного возраста, получивших гражданство РФ. Самим гражданам сотрудники ФМС будут напоминать об обязанности проходить службу и вручать направления в военкоматы.
По мнению заместителя председателя думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Виктора Илюхина, законопроект был принят потому, что военкоматы не справляются с учетом призывников.
А в феврале 2010 года Правительство РФ утвердило Концепцию федеральной системы подготовки граждан к военной службе до 2020 года. Ее стержнем станет модернизированная система обучения и воспитания призывников. Главная цель всей работы - "гарантировать 100-процентное комплектование частей подготовленными в военном отношении новобранцами, желающими и способными служить". В частности, планируется создать государственный банк данных на всех потенциальных солдат, а на каждого из них завести специальный электронный паспорт.
Кроме того, с 10-летнего возраста будет практиковаться ежегодный мониторинг физического и психологического здоровья ребят.
К 2013-2015 годам в России количество не годных к службе по здоровью молодых людей, по планам составителей Концепции, должно снизиться до 20%, а число спортсменов-разрядников среди новобранцев - вырасти до 8%.