Политический и экономический оптимизм россиян растет и крепнет - за прошедший год ощущение неопределенности будущего сменилось у граждан страны надеждой. Такие результаты показал опрос, проведенный "Левада-центром". Но объясняется такое положение вещей не успехами страны, как можно было подумать. Как сообщил в четверг, 15 февраля, на ежегодной конференции директор "Левада-центра" Лев Гудков, слова которого приводит газета "Ведомости", улучшение общественных настроений связано с тем, что ждали худшего. "Худшего не случилось, за год почти ничего не изменилось, и наступило облегчение", - пояснил он.
По словам Гудкова, связанная с присоединением Крыма патриотическая эйфория завершилась, но ее последствия еще дадут о себе знать. "Такие волны повышают чувство тревожности и неопределенности. Начинает расти запрос на спасителя, и резко возрастает фактор надежды, что ситуация улучшится", - заявил директор "Левада-центра". Подобные иллюзии являются самым прочным основанием для авторитарной системы, и этот "фон хронической надежды" - главная характеристика состояния общества, отметил он.
Социологи заметили и другие важные изменения, влияющие на общественные настроения, - к примеру, установление контроля государства над семьей и культурой.
Как свидетельствует опрос, в 2017 году показатели политического оптимизма почти достигли уровня конца 2009 года, а экономического - превысили уровень 2006 года. За минувший год у россиян окрепло чувство надежды с 22 до 34%. Об испытываемых усталости и безразличии заявили 32%. Уровень страхов в основном снизился, но выросли страх безработицы и болезни близких.
По словам социолога "Левада-центра" Марины Красильниковой, основные источники оптимизма населения - надежды на рост экономики и на власть. Среди других заметных общественных явлений социологи выделили популизм, смену ценностей и рост влияния спецслужб.
В то же время эксперты призывают не обольщаться ростом надежд населения на лучшее. Как отметил политолог Константин Калачев, они создают для власти не только возможности, но и проблемы, связанные с необходимостью удовлетворить ожидания. Он предупредил, что это "последний кредит народного доверия, который получает президент", - дальше либо надо будет поддерживать оптимизм ростом доходов и качества жизни, либо резко увеличатся протестные настроения.