Представители волонтерских организаций негативно отнеслись к законопроекту о волонтерстве, который готовит Общественная палата
Вести-Москва
 
 
 
Одной из первых крупных акций волонтеров в современной России стала помощь спасателям в полностью разрушенном землетрясением Нефтегорске (Сахалин) в 1995 году
Reuters
 
 
 
В 2014 году для работы на Олимпиаде в Сочи Оргкомитет Игр планирует привлечь 25 тыс. волонтеров
Вести
 
 
 
В концепции (законопроекта) прописано, что волонтеры - это физические лица, действующие по поручению юридических лиц
Вести-Москва

Представители волонтерских организаций негативно отнеслись к законопроекту о волонтерстве, который готовит Общественная палата. Согласно новому документу, волонтеров предлагается рассматривать не как независимых добровольцев, а как часть официально зарегистрированной организации, несущей ответственность. Такой подход в корне не верен и нацелен лишь на то, чтобы власть могла контролировать волонтерскую деятельность, считают сами добровольцы.

"В концепции (законопроекта) прописано, что волонтеры - это физические лица, действующие по поручению юридических лиц. То есть они рассматривают их как некое приложение к зарегистрированному юридическому центру волонтеров, который кого-то там куда-то посылает. Хотя это в корне неверное понимание волонтерства", - рассказал газете "Коммерсант" основатель незарегистрированной общественной организации "Волонтеры на колесах" Евгений Греков. Активист полагает, что таким образом власти решили "всех подмять под себя", а также "сократить возможность взаимодействия между гражданами на горизонтальном уровне".

Фотограф Митя Алешковский, координирующий большинство инициатив волонтеров в пострадавшем от наводнения Крымске, и вовсе назвал законопроект "чушью", отметив, что "ничего хуже для волонтерского движения быть не может".

"В проекте говорится о необходимости заключать договор между организацией и волонтером. Это просто невозможно: кто-то приходит на один день помочь, кто-то без паспортов. Люди верят нам, а не государству. Компании и спонсоры звонят нам, а не государству, чтобы помочь. Стоит подключиться государству, и любое хорошее дело погрязнет в бюрократии и воровстве", - считает активист.

А авторам законопроекта он посоветовал сначала наладить работу "МЧС или системы оповещения, а уже потом накладывают руку на самоорганизацию граждан". "Бюрократия нужна только бюрократам, а не тем, кто хочет помочь", - считает активист.

Депутат Госдумы от фракции "Справедливая Россия" Илья Пономарев полагает, что суть законопроекта заключается в создании структуры, которая будет заключать контракт с волонтерами и пытаться централизовать их работу. Данная организация будет нести ответственность, и в случае каких-либо неоднозначных ситуаций отвечать по закону "со всеми вытекающими" придется ей.

А политолог Дмитрий Орешкин считает, что власть "взялась за волонтеров" по той причине, что любая независимая гражданская активность вызывает у властей подозрение. "В советскую эпоху боялись любых объединений, вплоть до шахматных клубов и филателистов. В случае с Крымском - совершенно очевидный всплеск гражданской активности, причем не модерируемый сверху. А если завтра эти люди решат поехать наблюдателями на выборы? Это вызовет радость у местной власти? Значит, их нужно "поставить под контроль", - заключил эксперт.

Где добровольцы помогали властям

Одной из первых крупных акций волонтеров в современной России стала помощь спасателям в полностью разрушенном землетрясением Нефтегорске (Сахалин) в 1995 году. Тогда из полутора тысяч человек, работавших на месте катастрофы, 458 были добровольцами. Одной из самых активных организаций, действовавших в Нефтегорске, было Общество сознания Кришны, в 2000-х годах попавшее в опалу к властям.

На восстановление пострадавшего от наводнения Ленска в 2001 году было направлено около 500 добровольцев. Большую часть составляли студенты Якутского госуниверситета.

В ноябре 2007 года в ликвидации последствий крушения танкера в Керченском проливе принимали участие примерно по тысяче специалистов МЧС и добровольцев. Представители экологических организаций тогда жаловались, что взаимодействие между волонтерами и госорганами не было налажено должным образом, и в результате из-за отсутствия техники часть собранного мазута смыло обратно в море.

Самым массовым примером участия добровольцев в борьбе со стихией стала борьба с пожарами летом 2010 года. Только в Нижегородской области в тушении принимали участие 2778 добровольцев. Однако их статус был не вполне определен, и в ряде случаев органы правопорядка, руководствуясь служебными инструкциями, препятствовали нахождению волонтеров в зоне ЧС.

Непосредственное участие в ликвидации последствий наводнения в Крымске в июле 2011 года должны принять около 2,5 тысяч добровольцев.

В 2014 году для работы на Олимпиаде в Сочи оргкомитет Игр планирует привлечь 25 тысяч волонтеров.