Пока соратница экс-министра обороны Анатолия Сердюкова пишет стихи и рисует картины, сидя под домашним арестом в ожидании суда по делу о хищениях, количество эпизодов, которые вменяются ей в вину, уменьшается. Обвинительное заключение в отношении Евгении Васильевой, которое было составлено по итогам расследования дела "Оборонсервиса", оказалось более чем скромным. Как следует из документа, Васильева, будучи главой Департамента имущественных отношений Минобороны, руководила продажей шести сотен объектов, но только два из них ушли по ценам ниже рыночных.
По данным РБК, после полутора лет предварительного расследования органы следствия вменяют Васильевой в вину продажу по заниженной стоимости здания "Мосвоенторга", а также здания и пакета акций 31-го Государственного проектного института специального строительства (отметим, что во время предварительного расследования речь шла о более чем десяти объектах, которые, предположительно, были проданы по дешевке). Кроме того, Васильеву подозревают в попытке продажи третьего объекта - здания ОАО "УТ МВО" на Большой Серпуховской улице - по заниженной стоимости, а также обвиняют в выплате необоснованных вознаграждений юридической фирме, которая занималась сопровождением сделок. Обвинительное заключение утверждено Главной военной прокуратурой и направлено в Пресненский суд Москвы.
Два объекта, продажа которых нанесла государству общий ущерб в более чем три миллиарда рублей, были приобретены компанией "ВитаПроджект" (третий объект планировалось продать той же компании, но сделка была приостановлена). Эта фирма-покупатель, как считает следствие, была подконтрольна Евгении Васильевой.
"ВитаПроджект" удалось заполучить здание Государственного проектного института специального строительства на Смоленском бульваре за 1,627 млрд рублей (с занижением цены на полмиллиарда, как утверждают обвинители). Пакет ценных бумаг, принадлежащий заведению, был продан за 142 миллиона, в то время как следствие оценивает его более чем в 2,1 млрд рублей. Согласно материалам дела, чтобы занизить стоимость компании почти в 15 раз, гендиректор института Юрий Грехнев представил несоответствующие данные бухгалтерской отчетности, скрыв наличие на счетах около миллиарда рублей.
Здание "Мосвоенторга" "ВитаПроджект" купила за 115 млн рублей (потери от сделки следствие оценивает примерно в 30 млн рублей). "УТ МВО" предполагалось продать за 75 млн рублей при рыночной цене в более 82 миллионов.
Все сделки сопровождала компания "Центр правовой поддержки "Эксперт", которую возглавляла подруга Васильевой, Екатерина Сметанова. Обвинение считает, что фирма, которая получала гонорары в размере 5% от многомиллионных сделок, была подконтрольна Васильевой и на деле не выполняла работу, за которую ей перечисляли деньги.
Евгения Васильева вину не признает. По словам ее адвоката Хасана-Али Борокова, продажа активов министерства велась с одобрения экс-министра Анатолия Сердюкова (бывший глава ведомства совсем недавно также находился под следствием, но был амнистирован весной 2014 года). Кроме того, все объекты продавались по решению совета директоров тех ОАО, которым они принадлежали, а оценкой их стоимости занималась отнюдь не Васильева, а эксперты (причем ни один эксперт в итоге не был привлечен к ответственности за занижение стоимости). Кроме того, адвокаты Васильевой провели независимую оценку объектов, а которых идет речь в обвинительном заключении, в компании Colliers International. В результате этой оценки можно сделать вывод, что акции Государственного проектного института стоили не два миллиарда, как уверяет следствие, и даже не 140 миллионов, за которые их продали, а всего чуть более 80,2 млн рублей.
По словам адвоката Борокова, институт был убыточным предприятием, фактически за долги было продано здание на Смоленском бульваре. И именно средства, поступившие от продажи здания, более 1 млрд руб., находились на балансе компании перед продажей ее акций. Но все они предназначались для выплаты дивидендов, и были в итоге выплачены. Согласно материалам дела, сделку по продаже акций одобрили советы директоров "Оборонсервиса" и "Оборонстроя" на основании директивы министра Сердюкова.
Также сторона защиты отрицает, что Васильева имела отношение к компании "ВитаПроджект". В деле, по словам Борокова, этому нет никаких подтверждений.
Юристы, опрошенные РБК, отмечают, что обвинению будет сложно доказать вину Васильевой, так как решения по продаже зданий принимались коллегиально, а в сделках были задействованы несколько департаментов. А вопрос о завышении или занижении цены на имущество - довольно спорный. Однако, если вина Васильевой даже по тем немногим эпизодам, которые остались в обвинительном заключении, будет доказана, экс-сотруднице Минобороны грозят восемь лет колонии и необходимость возмещения нескольких миллиардов рублей.
Отметим, ранее Васильеву обвиняли в совершении 12 эпизодов преступлений, которые описываются уголовными статьями о мошенничестве, легализации денежных средств, злоупотреблении полномочиями и превышении должностных полномочий. Размер ущерба, как сообщали, превышал три миллиарда рублей. Из этой суммы, как сообщалось, "более двух миллиардов уже возвращено прежнему владельцу - государству": собственники добровольно и безвозмездно вернули стопроцентный пакет акций 31-го Государственный проектного института спецстроительства.
Дело Васильевой будет рассматриваться в Таганском районном суде Москвы. Судебный процесс начнется в конце июля - начале августа.
Уголовное дело о хищениях в "Оборонсервисе" было возбуждено осенью 2012 года. Во время расследования должности министра обороны лишился Анатолий Сердюков, которого журналисты заподозрили в близких связях с Васильевой.
Фигурантка "дела Оборонсервиса" получила три года лишения свободы
Между тем другая фигурантка "дела Оборонсервиса", экс-глава центральной экспериментальной военно-картографической фабрики Минобороны Наталья Дынькова, была приговорена к трем годам лишения свободы. Такое решение вынес Замоскворецкий суд Москвы, который ранее установил вину подсудимой в нанесении ущерба Минобороны на сумму 11 млн рублей, передает "Интерфакс".
По данным следствия, в сентябре 2010 года Дынькова заключила с компанией "СтройАльянс", учредителем которой являлся ее сын Николай, договор о передаче в аренду помещений в центре Москвы по заведомо заниженным ценам. В дальнейшем Николай Дыньков на два года передал эти помещения в субаренду сторонним организациям, что позволило ему получить доход в размере свыше 34 млн рублей.
Дынькова и ее сын обвинялись в причинении имущественного ущерба в особо крупном размере путем обмана или злоупотребления доверием, совершенном группой лиц (ч.2 ст.165 УК РФ), максимальным наказанием за которое является пять лет лишения свободы.