Светлана Давыдова, многодетная мать из Вязьмы, с которой сняты обвинения в государственной измене, будет жить под присмотром уполномоченного по правам человека в Смоленской области
© РИА Новости / Филипп Киреев

Светлана Давыдова, многодетная мать из Вязьмы, с которой сняты обвинения в государственной измене, будет жить под присмотром уполномоченного по правам человека в Смоленской области.

"Отдала телефоны свои оперативные, если что-то, звоните напрямую", - рассказала Наталья Михайлова о своем общении с семьей Давыдовой РИА "Новости". "Вроде все нормально - на контроле это держим. По крайней мере не заявлялись они, ко мне не выходили на предмет того, что где-то что-то не так было", - говорит омбудсмен.

Михайлова заверила, что, несмотря на прекращение уголовного преследования, аппарат уполномоченного по правам человека будет и далее следить за тем, чтобы права семьи Давыдовой не нарушались.

Сама Светлана Давыдова после освобождения заявила прессе, что не собирается требовать от государства компенсацию за незаконное уголовное преследование. "Налогоплательщики не виноваты в том, что государство возбудило это дело. Пусть эти деньги лучше пойдут на социальные программы", - пояснила она и обратилась к властям с призывом освободить украинку Надежду Савченко.

"Отдельно хочется сказать спасибо более 62 тысячам человек, которые подписали петицию с требованием справедливого разбирательства и освобождения Светланы из-под стражи", - добавила в комментарии "Новым известиям" глава движения "Русь сидящая" Ольга Романова.

Добавим, Светлана Давыдова, побывавшая в эфире телекомпании "Дождь", рассказала, что действительно совершила телефонный звонок в украинское посольство - "чтобы предотвратить преступления на территории другого государства".

"Да, я позвонила. Я против войны, я мать все-таки. Я переживаю о том, что творится в России, в Украине. Я не хотела, чтобы совершались какие-либо преступления именно военнослужащими на территории иностранного государства и на территории Российского государства. Я против вообще преступлений и войны. Вот это моя позиция", - заявила она.

О том, что военных "небольшими группами переправляют в Москву, обязательно в штатском, а оттуда дальше в командировку", женщина узнала из разговора в маршрутке. "Там что-то говорилось об оружии, что мне непонятно было. Заметив, что часть территории воинской части опустела, я предположила, что, возможно, это в Украину едут. Подумала, что будет совершаться преступление. И я просто позвонила", - говорит Давыдова. О том, как в ФСБ узнали о разговоре, ей ничего не известно.

Дело изначально могло быть возбуждено по глупости, полагает адвокат

Адвокат Иван Павлов, комментируя прекращение дела против его подзащитной в Facebook, предположил, что уголовное преследование Давыдовой с самого начала было "обыкновенной глупостью".

После проведения экспертизы по поводу наличия в переданных Давыдовой Украине сведений секретной информации, пояснил он, у власти было только два выхода: признать сведения достоверными и спровоцировать тем самым уголовные дела в отношении развязавших военный конфликт, либо признать сведения недостоверными.

"Тогда ни о каком обвинении и речи быть не могло. Как говорится, на нет и суда нет. В этом случае дело должно было быть прекращено за отсутствием состава преступления. Ну и как вы правильно поняли, по результатам экспертизы появились основания для прекращения этого уголовного дела. Между двух зол обычно выбирают меньшее. Задавали и такие вопросы: зачем это дело вообще появилось на свет? Кому это было нужно? Отвечу так: иногда мы пытаемся найти злой умысел в том, что может быть объяснено обыкновенной глупостью", - полагает Павлов.

Дело Давыдовой было первым в череде обвинений в госизмене

Напомним, многодетная мать была задержана по подозрению в государственной измене в январе. После того как подробности дела попали в прессу, в Лефортовском суде Москвы 29 января официально подтвердили, что в отношении Давыдовой избрана мера пресечения в виде ареста до 19 марта 2015 года по делу о государственной измене. СМИ отмечали, что Давыдову арестовали, несмотря на то, что в ее с мужем семье растут семеро детей, младшего из которых она на момент задержания кормила грудью. У Светланы Давыдовой и ее мужа Анатолия Горлова четверо детей. Вместе с ними живут еще трое детей Горлова и его первой жены - сестры Давыдовой.

Стоит отметить, что при аресте интересы Давыдовой представлял адвокат по назначению Андрей Стебенев. Однако на него обрушился град критики после того, как он заявил, что находит обвинения в адрес своей клиентки небезосновательными. Позже Давыдова отказалась от его услуг, обратившись к группе защитников. В отношении же Стебенева было возбуждено дисциплинарное производство.

Поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Давыдовой стал ее звонок в посольство Украины в Москве весной прошлого года. По данным следствия, в беседе с дипломатами Давыдова заявила, что расположенная по соседству с ее домом воинская часть N48886, где дислоцируются войска ГРУ, опустела. Женщина посчитала, что военных отправили на Украину.

Дело Давыдовой было прекращено после того, как экспертиза, назначенная следствием на прошлой неделе, не нашла государственной тайны в сведениях, которые женщина передала в посольство Украины. Фактически эксперты признали, что ее сообщения о возможной переброске российских войск в Донбасс не являются секретными и не представляют угрозы для безопасности РФ.

После освещения дела Давыдовой в прессе стали всплывать и другие дела обвиняемых в госизмене. Так, в начале марта "Интерфакс" сообщал о том, что в Москве с 1 января 2014 года по 3 марта 2015 года по такому обвинению были задержаны девять человек. Среди них радиоинженер Геннадий Кравцов, пенсионер и экс-сотрудник Российского федерального ядерного центра Владимир Голубев, бывший сотрудник Московского патриархата Евгений Петрин, служащий Черноморского флота Сергей Минаков, сотрудник сочинского аэропорта Петр Парпулов, бывший сотрудник МВД Роман Ушаков, бывший директор украинского оборонного завода "Знамя" Юрий Солошенко. В конце февраля стало известно о вынесенном приговоре военнослужащим Военно-морского флота Захарию Агапишвили, Сергею Данильченко, Левану Чарквиани и Константину Яшину, которых признали виновными в "передаче секретных сведений" иностранным государствам.

На Западе в связи с повышением шпиономании в РФ отметили резко выросшую активность российской разведки.