Часть террористов, участвовавших в захвате 1 сентября 2004 года бесланской школы, могли скрыться, не исключает руководитель парламентской комиссии по расследованию обстоятельств теракта в Беслане, зампредседателя Совета Федерации РФ Александр Торшин.
"У меня есть косвенные основания считать, что часть террористов все-таки могла уйти", - заявил он в интервью, опубликованном в последнем номере журнала "Профиль". "На сегодняшний день я не обладаю стопроцентными доказательствами этого, но есть показания, которые пока нельзя проверить, но которыми нельзя и пренебречь", - сказал Торшин.
В подтверждение своих слов он добавил: "Кстати, тот же Кулаев (Нурпаши Кулаев - единственный террорист, захваченный после теракта живым), он ведь очень легко вышел из здания школы...".
Сенатор напомнил, что по состоянию на сегодняшний день, в руках правосудия один живой боевик - Кулаев и 31 труп участников теракта в "холодильнике". При этом из них опознано 18. "Есть еще четыре задержанных пособника, с ними идет работа", - сказал он.
Торшин не исключил, что в ближайшее время у комиссии появятся документальные подтверждения, что захват школы спланирован лично бывшим главарем чеченских сепаратистов Асланом Масхадовым, который был ликвидирован 8 марта этого года.
"В так называемом архиве Масхадова есть следы того, что план захвата какой-то школы (правда, не факт, что бесланской) все-таки был...", - сообщил сенатор. Сейчас завершается расшифровка этого архива, и в ближайшее время комиссии обещают предоставить материалы, касающиеся бесланских событий, сообщает "Интерфакс".
Ранее сенатор уже утверждал, что часть террористов действительно могла уйти. Они употребляли не обычные, а "боевые" наркотики, среди них были представители иностранных спецслужб, с оставшимся в живых боевиком произошли странные "метаморфозы". И наконец, многих жертв можно было бы спасти, если бы все не ждали "правильного решения" Кремля, а слова о том, что чеченские боевики большую часть денег получают из-за рубежа - неправда.
Террористы держались на "боевых наркотиках" из арсенала российского ГРУ
Напомним, Торшин подтвердил данные о том, что все время террористы использовали наркотики. Однако что это за наркотики, по его словам, - еще одна загадка.
"Нас уверяют, что это были традиционные наркотики: героин и морфий. Я не специалист, но много читал на эту тему и знаю: на героине в боеспособном состоянии три дня не продержаться. Тем более на морфине, который действует как снотворное. Наркотики нашли в телах 20 боевиков. А ведь террористам нужно было круглосуточно контролировать и заложников, а их - более 1200 человек, и значительную территорию".
"Мы подозреваем, что это был боевой наркотик, изобретенный еще в 1943 году американцами. Кстати, использование этого наркотика в Беслане - еще одна возможность предположить участие в подготовке теракта иностранных спецслужб. Боевики, получившие по 4-5 пулевых ранений, продолжали активно отстреливаться. В одного попали из подствольного гранатомета, у него все кишки были выворочены, а он поднялся да еще двух наших едва с собой не забрал".
"Среди бандитов были странные экземпляры. Одному два года назад оторвало правую руку, он стрелял левой. У другого не было стопы и пальцев левой руки. У двоих - по одному глазу. Вряд ли они продержались бы даже короткое время без боевого наркотика", - говорит глава комиссии.
Между тем "бесланские" террористы использовали наркотик отечественной разработки. Речь идет о психотропном веществе, обозначаемом аббревиатурой ВИЛ. Оно существует уже много лет, распоряжается им только спецназ ГРУ. Согласно вполне достоверным сведениям, ВИЛ применялся в Чечне в 1994-1995 годах.
К настоящему времени известны пять модификаций ВИЛа - с порядковыми номерами от 1 до 5. Если использование этого вещества в Беслане подтвердится, неизбежен вопрос: каким образом боевой наркотик из арсенала ГРУ оказался в распоряжении террористов?
В школе были убиты террористы-"пастухи", а "спецы" ушли
Ранее Торшин говорил о возможном участии в теракте представителей иностранных спецслужб. "Я имел в виду профессионалов - непосредственных участников теракта, - подтвердил председатель комиссии. - 16 опознанных - это "пастухи", рядовые боевики. Так эффективно и метко стрелять могли только профессионалы высочайшего класса. Десятерых спецназовцев положили! Когда брали дворец Амина, охрана смогла только двоих спецназовцев убить. А охрана у Амина была высококвалифицированная, не "пастухи". А здесь - десятерых, да еще двоих эмчеэсовцев".
"Согласно показаниям, бандита-пулеметчика пытались обезвредить в течение многих часов, а он убивал и убивал, - продолжает Торшин. - Едва не достал нашего снайпера, очередью срубив угол кирпичного дома. Словом, это были настоящие профессионалы".
На вопрос о том, возможно ли, что этим профессионалам и удалось уйти, Торшин ответил: "Я не исключаю такой возможности". По данным, полученным на условиях анонимности от сотрудника спецподразделения "Вымпел", участвовавшего в бесланской операции, из школы сумело уйти немало боевиков. Примерно столько же, сколько их осталось убитыми. Касаясь персональной ответственности за события в Беслане руководителей правоохранительных органов, вице-спикер верхней палаты парламента подчеркнул, что он - противник любых отставок до окончания расследования. "Я не имею права сейчас давать какие бы то ни было оценки. Они будут изложены в полной мере в итоговом докладе комиссии", - заявил он.
По словам Торшина, работа парламентской комиссии не ограничена временными рамками и будет продолжаться до выяснения всех обстоятельств бесланской трагедии.