В своей "прошлой жизни" бывший председатель парткома на оборонном предприятии в Самаре, Альбина Царева отвечала за идеологическую работу и поддержание дисциплины среди рабочих. Сегодня 66-летняя пенсионерка Царева живет в Москве и все еще следит за поведением окружающих. "Мы хотим, чтобы наше общество стало лучше - более безопасным и здоровым", - говорит она.
Царева руководит Советом общественного порядка - организацией из 190 добровольцев, которые наблюдают за подозрительными людьми в 51 здании, а также во дворах и парках московского района Щукино - территориального административного округа номер 4.
Московская городская дума направляет 3 млн долларов на создание общественных советов в каждом из 676 микрорайонов российской столицы, пишет The Washington Post в материале, перевод которого публикует Inopressa.ru. Сторонники этого нововведения считают, что оно даст возможность гражданам бороться с терроризмом, преступностью, вандализмом и пьянством в общественных местах.
Один из инициаторов закона, депутат Московской думы Инна Святенко считает, что добиться улучшения безопасности в городе без помощи граждан невозможно. Поэтому депутаты и решили дать людям шанс участвовать в улучшении своей жизни.
Критики нового закона считают, что он возвращает людей к практике стукачества советских времен.
"Конечно, граждане должны участвовать в улучшении безопасности своей жизни, но этот закон был принят по инициативе властей и является "советским" по своей сути, - считает Лев Пономарев, председатель Всероссийского движения "За права человека". - Разработчики закона посчитали, что люди будут с удовольствием стучать на своих соседей".
Местные и федеральные власти России выступили с рядом инициатив по защите от террористической угрозы на территории страны. Но некоторые из этих мер вызывают не самые радостные воспоминания. В советские времена так называемые "отряды по охране общественного порядка" информировали власти о людях, образ жизни и поведение которых вызывали подозрение. Порой люди, на которых донесли, попадали в тюрьму, отмечает газета.
В последние годы также предпринимаются меры по возрождению другой традиции - народных дружин, история которых началась с царских времен. Дружины были лояльной правительству силой по поддержанию порядка.
"Дружинники - это законопослушные граждане, которые совместно с исполнительной властью работают над поддержанием безопасности", - говорит Олег Черкасов, председатель дружины в Северном округе Москвы.
Он рассказал, что дружинники патрулируют парки и улицы, а также помогают милиции поддерживать порядок во время общественных мероприятий.
По словам депутата Святенко, ее инициатива по созданию советов - это попытка привлечь граждан к более активному участию в общественной жизни, практика, распространенная в Европе и Соединенных Штатах, а не возвращение к советским временам. Депутат считает, что советы помогут правоохранительным органам предотвратить возможные террористические акты в Москве.
"Закон четко оговаривает права и обязанности участников общественных советов, - говорит Святенко, которая состоит в партии "Единая Россия". - Это не милиция и не информаторы. Это - добровольцы, которые жертвуют своим временем".
По словам Альбины Царевой, члены ее совета, помимо наблюдения за порядком, восстановили разрушенную игровую площадку, следят за сохранностью памятников старины и работают над программой организации досуга молодежи.
"Мы никакие не "информаторы", - заявляет Царева. - Не понимаю, как люди могут использовать это слово. Мы лишь хотим, чтобы мы и наши и семьи жили в хороших, безопасных условиях".
Пилотная программа по созданию общественных советов была запущена в Таганском районе Москвы в прошлом году. В январе 2004 года планировалось создать такие же советы и в других районах, но этому помешало отсутствие соответствующего закона, который выделял бы средства на программу. Такой закон был принят только в ноябре нынешнего года.
Местные власти приветствовали эту инициативу. "Милиции невозможно за всем уследить, - считает руководитель управы Щукино Сергей Крупин. - Мы помним болезненные моменты в истории, связанные со стукачеством, но, с другой стороны, милиции нужна помощь. Других таких же эффективных способов улучшить правопорядок попросту нет".
МВД рассчитывает на активное участие общественных объединений в обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью
МВД РФ считает позитивной тенденцию к возрождению и увеличению численности общественных объединений правоохранительной направленности. Об этом заявил во вторник исполняющий обязанности начальника Департамента охраны общественного порядка (ДООП) МВД России Николай Першуткин.
"На сегодня невозможно обеспечить борьбу с преступностью, особенно с такими ее проявлениями, как терроризм и экстремизм, без широкого участия общества", - сказал Першуткин.
"Вопросы участия населения в борьбе с преступностью связаны с исторической традицией, это наше национальное достояние", - отметил он.
Глава ДООП напомнил, что в настоящее время в России действует 37,6 тыс. общественных объединений правоохранительной направленности общей численностью около 328 тыс. человек. В число таких общественных объединений входит также 18 тыс. народных и 1 тыс. казачьих дружин.
Першуткин отметил, что на сегодняшний день, в 53 субъектах РФ приняты нормативные акты, определяющие деятельность общественных объединений правоохранительной направленности.
В частности, по стране насчитывается около 12,5 тыс. общественных пунктов охраны правопорядка, на базе которых "строится работа большинства общественных объединений правоохранительной направленности".
За девять месяцев 2004 года при непосредственном участии общественных объединений было задержано свыше 16 тыс. лиц, совершивших различные правонарушения, а также более 347 тыс. лиц - за административные правонарушения, сообщил он.
"В последнее время заметно возросла роль казачества в деле обеспечения правопорядка, - продолжил глава ДООП. - В течение года с участием членов казачьих обществ раскрыто 3,6 тыс. преступлений, выявлено 41 тыс. административных правонарушений".
Першуткин напомнил, что "за раскрытие преступления, за профессиональную работу сотруднику милиции в приказном порядке определяется форма вознаграждения: это может быть государственная награда, повышение по службе или просто денежная премия". "Эти принципы должны быть перенесены и на работу общественных объединений", - считает он.
"Если говорить о материальной стороне работы, я считаю, это не принципиально. Если есть необходимость и возможность поощрения и стимулирования работы общественных дружин, надо это применять", - добавил Першуткин.
Он также напомнил, что в настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении проект федерального закона "Об участии граждан РФ в обеспечении правопорядка". Он регламентирует цели привлечения общественности к охране общественного порядка, формы участия граждан и организаций в этой работе, права и обязанности участников общественных объединений. Тем же законопроектом определяются и меры их поощрения, подчеркнул Першуткин.