Россиянам, потерявшим этим летом в результате пожаров жилье, государство и местные власти продолжают выделять средства в качестве компенсации за причиненный ущерб. Каждому человеку выплатят по 200 тысяч рублей, а на строительство нового жилья государство планирует потратить 6,5 млрд рублей. Однако не все погорельцы получат деньги за сгоревшие дома и погибших в огне родственников.
Например, компенсации не будут выделены тем, чьи дома сгорели из-за травяного пожара, а также тем, кто не оформил жилье надлежащим образом. Как пишет газета "Коммерсант", жительнице Рязанской области отказали в выплате денег за погибшую в пожаре мать, так как район был официально признан пожароопасным только через два дня после смерти женщины.
Погорельцы, недовольные выплатами, могут обращаться на "горячую линию" Общественной палаты по телефону: 8 800 700 8 800 (звонок бесплатный). На эту линию звонят как погорельцы, так и те, кто хочет помочь пострадавшим.
- В Приморье работников предприятий заставляют помогать погорельцам под угрозой увольнения
- Скандалы вокруг помощи для погорельцев: ссоры из-за вещей и просроченные продукты
- Пострадавшие могут требовать и компенсации морального вреда
- Погорельцы недовольны "поношенными тряпками" и хотят холодильники и микроволновки
Как стало известно газете, в Общественную палату жалуются люди, чьи дома уничтожил травяной пожар. Таких людей предлагает защитить губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. На прошлой неделе он предложил внести в постановление правительства пункт о выплате компенсаций тем, чьи дома сгорели не от лесного пожара, а от огня, перебравшегося к строениям по траве.
Некоторым людям отказывают в компенсации потому, что они не успели оформить дом в собственность, или у них была временная регистрация, а также потому, что область не входит в зону ЧС. Дачникам, не имеющим регистрацию, не выделяют ничего в Мордовии, Марий Эл, Рязанской, Ивановской, Калужской, Тамбовской областях. Не положена компенсация людям, живущим в гражданском браке.
Всего в 12 регионах, пострадавших от пожаров, будут восстановлены 1689 сгоревших домов, в которых проживали 2950 человек. Ранее премьер-министр Владимир Путин пообещал, что жилье будет построено всем погорельцам независимо от регистрации и формы собственности. Если люди отказываются от строительства, то они могут получить сумму, равную рыночной стоимости жилья в этом месте по количеству квадратных метров в доме, однако не больше 2 млн рублей. В действительности это обещание премьера местные власти часто нарушают под разными предлогами.
Общественная палата, хотя и принимает все жалобы, воздействовать на местные власти не может. Однако специалисты дают юридическую консультацию и разъясняют людям, какие именно выплаты им положены. Все жалобы из Общественной палаты поступают сначала в региональные советы, а после проверки фактов к ответу призывают администрацию.
Накануне президент Дмитрий Медведев обратился к владельцам крупных компаний с призывом помочь как пострадавшим в результате пожаров населенным пунктам, так и людям, потерявшим в огне дома и родственников.
В сочинскую резиденцию Медведева прибыли президенты "Евраз Инвеста" и "Интерроса" Александр Абрамов и Владимир Потанин, гендиректора "Сургутнефтегаза", "Базового элемента" и "Северстали" Владимир Богданов, Олег Дерипаска и Алексей Мордашов, председатель совета директоров АФК "Система" Владимир Евтушенков, председатель правления ОАО НОВАТЭК Леонид Михельсон, сообщает газета "Коммерсант". Олигархи обещали президенту подумать над тем, какую помощь они могут оказать пострадавшим.
Погорельцы могут требовать и компенсации морального вреда
Юристы считают, что у дел по выплате компенсации морального вреда в связи с пожарами есть судебная перспектива, хотя доказать причиненный ущерб будет очень сложно. Как сказала газете "Новые известия" юрист Мария Свиридова, люди могут подать в суд иск, например, с требованием о возмещении убытков, причиненных некачественным оказанием услуг, которые обязаны предоставлять местные власти. Жители пожароопасных районов могут обвинить чиновников в том, что они не предупредили о необходимости вывоза детей из задымленных районов.
По закону обратиться в суд с требованием о компенсации морального вреда можно, если человеку причинены физические или нравственные страдания. В таких случаях чаще всего выплачивают по искам от 5 до 15 тыс. рублей. Компенсация морального вреда при причинении тяжкого вреда здоровью может составить от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
В случае смерти человека суммы увеличиваются. Моральный вред, причиненный в результате смерти родственника, в зависимости от обстоятельств может быть компенсирован суммой как в размере 400 тыс. рублей, так и вдвое большей, отмечают специалисты.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Как предупреждают юристы, судиться с государством и его представителями очень сложно. Как показывает судебная практика, если чиновник подал на гражданина в суд, почти наверняка будет платить ответчик. Если же рядовой человек пытается засудить чиновника, даже если он допустил вопиющую халатность, и из-за этого пострадали люди, нет никаких гарантий, что суд вынесет решение в пользу истца.
Погорельцы недовольны "поношенными тряпками" и хотят холодильники и микроволновки
Погорельцам продолжают везти гуманитарную помощь из разных районов России. Как свидетельствует газета "Комсомольская правда", не все пострадавшие благодарны за оказываемую помощь. Кого-то не устраивают поношенные вещи, и они требуют бытовую технику. Издание написало о настроениях в поселке Белоомут Луховицкого района Московской области, куда переселили жителей сгоревшего села Моховое. Сейчас пострадавшие живут в общежитии при местном ПТУ. В ближайшее время их переселят в квартиры, расположенные в городке при соседней воинской части.
Корреспондент газеты стал свидетелем разговора между двумя женщинами и волонтерами. Женщины, увидев, как добровольцы разгружают машину с гуманитарной помощью, возмутились, что им опять привезли "поношенные тряпки" вместо того, чтобы доставить, к примеру, холодильник.
Как пишет газета, люди разные, и кто-то требует себе каких-то дорогостоящих вещей, а кто-то с благодарностью принимает каждую мелочь. За гуманитарной помощью погорельцы ездят в местный деревенский клуб. Сейчас он завален грудами одежды и обуви, но старые вещи почти никому не нужны. Замглавы Белоомута Людмила Киселева просит больше не присылать носильные вещи. Даже если отдать одежду и обувь в приюты, малообеспеченным семьям района и в церковь, привезенного хватит всему району, говорит Киселева.