В понедельник Ангела Меркель впервые прилетела в Москву в статусе канцлера Германии. Рутинный визит был запланирован для того, чтобы "познакомиться и поздороваться", но Меркель не стала тратить слишком много времени на вежливые жесты, пишет во вторник Independent (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Канцлер Германии Ангела Меркель кардинально изменила внешнеполитический курс своей страны, вступив в спор с российским президентом по поводу сложных проблем, которые ее предшественник намеренно старался не замечать. Придя к власти, госпожа Меркель дала понять, что дружбе последних лет пришел конец.
Меркель, которая свободно говорит по-русски, выучив язык в тогда еще коммунистической Восточной Германии, подняла на встрече с Путиным деликатные проблемы сотрудничества Москвы с Ираном в ядерной сфере, положения демократии в России, поведения российских сил в Чечне и надежности поставок российского газа.
Ее прямолинейный подход стал резкой противоположностью политике ее предшественника, Герхарда Шредера, который считал Путина близким личным другом, называл его "истинным демократом" и получил высокооплачиваемую работу в российском энергетическом гиганте "Газпром" после того как ушел в отставку, пишет издание.
В Германии на Меркель оказывается сильное давление со стороны почти всех партий, включая ее собственную, с тем чтобы новый канцлер заняла более критическую позицию по отношению к России. Для этого Меркель необходимо дистанцироваться от тех неформальных отношений с российским лидером, которые были у Шредера.
Критики полагают, что, поддерживая теплые отношения со Шредером, Москва хотела, чтобы Шpедер так и оставался некритично настроенным по поводу нарушений России в сфере прав человека. Одновременно Москва стремилась оказаться в центре внешней политики для Берлина, который из-за этого уделял меньше внимания Восточной Европе и США.
В Германии общество было шокировано недавним решением Шредера занять высокий пост в "Газпроме". Конфликт между Россией и Украиной по поводу поставок газа усилил сомнения Германии по поводу надежности России в качестве поставщика энергоресурсов. Но Германия имеет очень мало пространства для маневра. Почти треть природного газа поступает в Германию из России, и Германия планирует еще наращивать его импорт. Это означает, что Меркель придется вести себя очень осторожно, когда дело доходит до критики Москвы, считает газета.
Решение Ангелы Меркель встретиться с представителями российских правозащитных организаций, оппозиционными депутатами парламента и лидерами духовенства в немецком посольстве вчера было явной попыткой показать, что она смотрит на Россию отнюдь не глазами Шредера. Кроме того, на прошлой неделе, во время своего визита в Вашингтон Меркель дала понять, что она намерена восстановить трансатлантические отношения и положить конец такой внешней политике Германии, в центре которой была Россия.
Переговоры Ангелы Меркель и Владимира Путина продолжались долго, хотя их участники периодически экономили время на переводчиках, то уединяясь в рабочем кабинете Владимира Путина, то снова возвращаясь к людям. В результате переговоров ни Меркель, ни Путин утомленными не выглядели. Президент России выразил надежду на то, что тема энергетической безопасности, которая подверглась тщательному обсуждению на переговорах, будет актуальна на G8. Если до российско-украинского газового кризиса в этом еще были какие-то сомнения, то теперь всем в мире очевидно: да, конечно, будет. Об этом пишет газета "Коммерсант".
В отличие от иностранных коллег у корреспондента этого издания сложилось впечатление, что Ангела Меркель во время переговоров стремилась изо всех сил подчеркнуть преемственность политики Герхарда Шредера. Казалось, Ангела Меркель бежит впереди собственного паровоза. Она даже заявила, что партнерство России и Германии должно быть гораздо более интенсивным, чем раньше. Для полноты ощущений, связанных с этим партнерством, ей не хватает только участия в российской экономике германских малых предприятий.
Первая встреча Владимира Путина и Ангелы Меркель после того как она стала канцлером прошла в зале еще более расписном и роскошным, чем в Белым дом, где Меркель в прошлую пятницу встречалась с американским президентом Джорджем Бушем. Однако в остальном между Восточным залом и Екатерининским залом дистанция не только в 2 дня и тысячи километров – это разные климатические миры. Оживленно болтая, Буш и канцлер не спеша подходили к микрофонам, здесь же Меркель идет впереди, а хозяин следует за ней размеренным шагом, пишет Süddeutsche Zeitung.
Дружеская атмосфера их личной встречи, о которой упомянули оба политика, во время публичного выступления на первый взгляд не особо ощущалась, скорее они общались друг с другом по-деловому. Для любителей фольклора тоже не было ничего интересного. Несмотря на то что и один, и второй политик владеют языком собеседника, оба предпочли говорить на своем родном языке. Однако то, что Меркель понимает принимающую сторону, проявилось один или два раза, когда она реагировала на слова президента прежде, чем ей успевали перевести то, что он сказал.
От Буша к Путину: дискуссия с российским президентом была для Меркель чем-то вроде интеллектуальной разминки. Сама одаренная острым умом, она, скорее всего, смогла отдать должное аналитической проницательности Путина, которую, мягко выражаясь, возможно оценить выше, чем проницательность другого вершителя судеб мира, пишет издание.
В то же время Меркель вела себя с некоторой сдержанностью, беседуя с человеком, у которого отсутствует мимика. Это как игра двух шахматных гроссмейстеров: Меркель старательно разобрала предыдущие партии, прикинула стратегию президента, подготовила дебютное начало и просчитала ответную реакцию Путина. Рекомендуется, например, по опыту других политиков, не начинать сразу говорить Путину про Чечню, так как он любит отвечать на неприятные вопросы длинными и ничего не говорящими фразами.
На пресс-конференции выяснилось, что такие темы, как обращение с критически настроенными неправительственными организациями и Чечня, не остались обойденными. Меркель не забыла ни один пункт из тех, которые ее предшественник старался не трогать. После этого Меркель поехала в резиденцию немецкого посла, чтобы встретиться с тремя десятками оппозиционеров – журналистов и бизнесменов, далеких от государства, то есть с идейными нарушителями в широком смысле этого слова. Тоже один из способов затронуть интересующие вопросы, пишет издание.
В краткосрочной программе визита Меркель должна была учесть стремление к партнерству без прежней "дружбы". Для канцлера фокус заключался в том, чтобы дистанцироваться от той России, которая все дальше уходит от демократии, и обеспечить близость с той Россией, чей газ и нефть нужны Германии и без помощи которой атомный конфликт с Ираном разрешить не удастся.
Меркель выдержала это внешнеполитическое испытание: в Москве она продемонстрировала способность балансировать на кремлевской стене.
Ангела Меркель удачно начала диалог с Москвой. Возможно, ей помогает то, что она знает Россию еще со времен Советского Союза, поэтому ей чуждо романтическое восприятие страны, свойственное некоторым ее коллегам из Западной Германии. Однако говорить о коренных изменениях в немецкой политике по отношению к России было бы еще слишком рано. Шредер тоже бросился на шею Путину не на первой встрече, заключает газета.