В Санкт-Петербурге задержали двоих сотрудников вневедомственной охраны Росгвардии, которые подбросили 16-летнему юноше наркотики и потребовали взятку в 300 тысяч рублей. Об этом сообщает "Фонтанка".
По данным следствия, 16 июля сотрудники Росгвардии остановили на проспекте Металлистов подростка и "создали видимость изъятия наркотических средств". Затем силовики потребовали, чтобы несовершеннолетний передал им 300 тысяч рублей.
Сначала школьник по имени Антон, который оказался "сыном состоятельного петербуржца", отдал сотрудникам Росгвардии 40 тысяч рублей. Затем силовики довезли подростка до банкомата, но не пошли вместе с ним снимать деньги, чтобы не попасть на камеры.
По пути к банкомату подросток позвонил в службу "112" и сказал: "Ваши полицейские мне подкинули наркотики и требуют денег".
Информация об этом дошла до начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции, который испугался возможных последствий в виде кадровой чистки. "Любой ценой! Не дай бог! В Москве за это генералов снимают! Нас точно всех употребят!", - кричал руководитель полиции.
Подросток снял с карты 100 тысяч рублей, а остальные 160 тысяч пообещал положить в тайное место. Однако возле тайника росгвардейцев ждала полицейская засада. Злоумышленников стражи порядка задержали с поличным, хотя росгвардейцы пытались скрыться на служебной машине со спецсигналами на крыше. Задержанными вымогателями оказались 26-летний Никита Лаврентьев и 29-летний Александр Бойков.
В отношении них возбуждено уголовное дело по части 5 статьи 290 УК РФ (получение крупной взятки группой лиц, находящихся при исполнении служебных обязанностей). В Росгвардии в связи с произошедшим начали служебную проверку.
О проблеме подбрасывания наркотиков гражданам, чем нередко занимаются силовики с целью вымогательства и фабрикации уголовных дел, заговорили в полный голос после того, как от подобной практики пострадал известный журналист агентства Meduza, автор антикоррупционных расследований Иван Голунов. Его обвинили в попытке сбыта наркотиков. Сам журналист утверждал, что при задержании его избили, а затем не давали ему спать.
Задержание журналиста вызвало широкий общественный резонанс. Коллеги Голунова провели пикеты у здания ГУ МВД по Москве на Петровке, 38 с требованием освободить его. Такие же акции протеста проводились и в других странах. За прекращение дела выступали представители СМИ, общественные деятели, музыканты, актеры, политики. 10 июня "Коммерсант", "Ведомости" и РБК впервые в истории вышли с одинаковыми первыми полосами, на которых крупным шрифтом было написано: "Я/Мы Иван Голунов".
Вечером 11 июня глава МВД Владимир Колокольцев объявил о прекращении уголовного преследования журналиста "в связи с недоказанностью его причастности к преступлению". Министр также ходатайствовал перед президентом Путиным об отстранении от должности генерал-майора полиции Юрия Девяткина и генерал-майора полиции Андрея Пучкова. Девяткин руководил "антинаркотическим" управлением ГУВД Москвы, а Пучков - столичным УВД по ЗАО, сотрудники которого и задерживали Голунова. Путин впоследствии уволил обоих генералов.
Тем не менее, в праздничный день 12 июня, в День России, тысячи людей вышли на несанкционированный марш в столице, чтобы поддержать уже освобожденного журналиста и потребовать наказания для тех, кто стоит за его преследованием. Акция протеста обернулась жесткими задержаниями. Всего в полицейских участках оказалось почти 550 человек. Среди задержанных было около сорока журналистов.
В мэрии отказ санкционировать акцию объясняли тем, что шествие по центру города "неопределенного количества участников создаст дискомфорт для жителей и гостей столицы, а также ощутимые проблемы в плане обеспечения общественной безопасности". При этом власти санкционировали митинг 16 июня в поддержку Голунова, организаторами которого выступили функционеры журналистских объединений.
Позднее были уволены еще несколько стражей порядка, в том числе сотрудница МВД, разославшая фейковые фотографии с наркотиками, якобы изъятыми при обыске в жилище Голунова. А один из силовиков подтвердил версию о том, что журналиста "заказал" высокопоставленный сотрудник ФСБ.