Министерство юстиции по Томской области признало местный экологический центр "Стриж" иностранным агентом
strizh.tsu.ru
 
 
 
Правоохранительные органы посчитали политической деятельностью его выступление на телеканале "Россия-24", в котором он критиковал природоохранное законодательство, рассказывал о браконьерстве и вырубке леса в регионе
Города и Страны
 
 
 
Узнав о проверке в мае 2016 года, Сергей Жабин уволился с поста председателя экоцентра, чтобы, по его словам, спасти организацию
tv2.tomsk.ru

Министерство юстиции по Томской области признало местный экологический центр "Стриж" иностранным агентом. Бывший руководитель центра критиковал действующее природоохранное законодательство, что стало поводом для проверки, сообщает Тайга.инфо. На данный момент организация не значится в списке иноагентов на сайте министерства.

Проверка центра была иницирована Центром по противодействию экстремизму томского управления МВД. Было установлено, что в 2013 и 2014 годах "Стриж" получал гранты по 233 тысячи рублей в год от международного фонда Global Greengrants Fund, а в 2015 году получил 311 тысяч рублей. Деньги пошли на проекты "Сохранение редких видов птиц Новосибирской области" и "Сохранение ключевых орнитологических территорий юго-запада Новосибирской области".

Бывший руководитель центра "Стриж", член Общероссийского народного фронта и региональной Общественной палаты Сергей Жабин заявил журналистам, что внесение организации в реестр иноагентов связано с тем, что правоохранительные органы посчитали политической деятельностью его выступление на телеканале "Россия-24", в котором он критиковал природоохранное законодательство, рассказывал о браконьерстве и вырубке леса в регионе.

Как сообщает "Агентство новостей ТВ2", в материалах проверки действительно указывается то, что Жабин выступал в СМИ, среди которых ВГТРК "Россия 24. Томск", "Агентство новостей ТВ2", портал "ВТомске".

Он, по мнению проверяющих, "подверг критике действующее законодательство РФ и призвал к изменению действующего законодательства в экологической и природоохранной сфере, имея целью вызвать публичный резонанс и привлечь внимание гражданского общества... вышеуказанные факты подтверждают осуществление Организацией политической деятельности в форме выступлений С.И. Жабина".

Узнав о проверке в мае 2016 года, Сергей Жабин уволился с поста председателя экоцентра, чтобы, по его словам, спасти организацию. Директор центра Светлана Немирская также покинула свою должность. Но Минюст во время проверки не принял это во внимание. Сейчас активисты ожидают, что центр будет оштрафован как иностранный агент. Возможно, он прекратит свою работу.

Экоцентр "Стриж" зарегистрирован 2 февраля 2006 года, отделения организации действуют в Новосибирской, Томской областях и Алтайском крае. Организация реализовала более 40 проектов и вложила в сохранение дикой природы более девяти миллионов рублей. Активисты занимаются сохранением редких видов, проводят мероприятия по борьбе с браконьерством и готовят молодых специалистов по охране окружающей среды.

Согласно закону, вступившему в силу 21 ноября 2012 года, финансируемые из-за рубежа политические НКО обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов. В 2013 году Минюст получил право признавать НКО "иноагентами" по собственному усмотрению.

Правозащитники указывали на неопределенность формулировок: не всем понятно, что имеется в виду под "политической деятельностью". "Иностранным агентом" стал, например, Сахаровский центр, который занимается просвещением, сохранением исторической памяти и поддержкой общественной дискуссии. В список неожиданно попал фонд "Династия", который поддерживал молодые таланты, а финансировался из личных денег мецената Дмитрия Зимина.

При этом до недавнего времени было невозможно выйти из списка "иноагентов". Закон, который позволил это делать, появился в феврале 2015 года. Согласно документу, НКО может быть исключена из реестра иностранных агентов в том случае, если в течение года, предшествовавшего написанию заявления о выходе, не получала деньги "и иное имущество" из-за рубежа и (или) не занималась политической деятельностью.

Для организаций, которые будут включены в список "иностранных агентов" повторно, процедуру исключения предлагается усложнить. При этом правозащитники критиковали законопроект, отметив, что в нем не предусмотрено возможностей выхода из реестра для тех организаций, которые попадут в список третий или четвертый раз.

Это не единственное ограничение для НКО. В июне прошлого года вступил в силу закон, который позволяет присваивать иностранным и международным неправительственным организациям статус нежелательных в России и запрещать им работу в стране, если они представляют угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности государства.