В субботу в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Томске, Нижнем Новгороде, Кемерове, Калининграде и еще в десятках городов состоялась третья по счету оппозиционная акция "Марш миллионов". Она стала самой малочисленной за всю историю так называемого "болотного движения", пишет "Независимая газета". Численность участников в регионах была различной - от нескольких тысяч до нескольких десятков человек.
Самым массовым оказался "Марш миллионов" в столице - в нем приняли участие от 14 тысяч (по данным МВД) до 150 тысяч (по заверениям организаторов) человек. Корреспондент "Известий" оценил число пришедших в 30-40 тысяч - число, абсолютно сопоставимое и с первым "маршем" 6 мая, и со вторым - 12 июня.
В свою очередь автор компьютерной программы подсчета участников митинга Анатолий Кац озвучил в эфире "Дождя" ровно те же данные, что МВД: на шествие пришло не более 14 тысяч человек. "Мы имеем самые чистые данные, которые когда-либо были", - сказал он, подтвердив предположение журналиста телеканала о том, что МВД на этот раз совсем не занижало количество пришедших.
Субботняя акция - в центре внимания российских СМИ. Некоторые достаточно подробно рассказывают о ходе мероприятия - с начала и до конца, другие вкратце излагают суть и уделяют максимум внимания аналитике. Обзор прессы представляют "Заголовки".
Акция показала, что за время, прошедшее с парламентских выборов 2011 года, граждане все меньше поддерживают уличную форму протеста, пишет "Коммерсант". Это несмотря на то, что у нового митингового сезона появились новые сюжеты: аресты по "болотному делу", приговор Pussy Riot и полет "вожака стаи" со стерхами, отмечает "Газета.ru". Кстати, судя по реакции участников, именно дело Pussy Riot и полет Путина с журавлями затмили политическую повестку митинга, вызывавшую довольно вялый интерес. К тому же наряду со звучавшими ранее требованиями перевыборов в Госдуму и освобождения политических заключенных выдвигались и новые социально-экономические требования.
Но лидеры протестного движения так и не смогли предложить представителям "креативного класса" актуальную повестку, так что провал мероприятия был предсказуем, убеждены наблюдатели. Акценты сменились - все больше недовольных не только Владимиром Путиным, но и организаторами протестных митингов, пишет РБК daily.
Марш заметно "покраснел"
Все обратили внимание на то, что марш заметно "покраснел" - левые двигались отдельной мощной колонной, к маршу впервые официально присоединились представители КПРФ, уставшие от пассионарности Зюганова и открыто примкнувшие к оппозиции. Левые на марше были в большинстве, в первую очередь не по идеологическим, а по социальным причинам. Именно у левых уставшие от абстрактных лозунгов активисты могли найти конкретные, социальные требования. Внушительную часть левой колонны составили учителя и другие работники бюджетной сферы, с лозунгами о повышении зарплат, сообщает "Московский комсомолец".
Достаточно большую по численности колонну сформировали националисты, шедшие позади либералов и развернувшие двадцатиметровый имперский флаг. Ряды правых поубавились из-за антиклерикальных лозунгов, что чревато полным отделением националистических сил от нынешнего протестного движения, и только левые в сложившейся ситуации продолжают набирать сторонников, заключила корреспондент газеты.
"Марш миллионов" становится "левым маршем", вторит Российская газета". Коммунисты, марксисты и социалисты доминировали не только на площади, но и на трибуне, и это объяснимо: во время серьезных экономических кризисов левая риторика всегда становится особенно популярна, объясняет издание.
Длительные "смотрины" провалились
В целом, по мнению "РГ", акция 15 сентября показала сразу несколько качественных признаков протестного движения в новом политическом сезоне. Протестный потенциал по-прежнему достаточно велик, и люди готовы выходить на улицу, но в третий раз слушать одних и тех же людей, которые говорят примерно одни и те же вещи, протестующие уже не готовы.
Субботнее шествие и митинг оппозиции стали самыми длительными по времени - официально они были разрешены с 14:00 до 22:00. Впрочем, люди начали расходиться вскоре после оглашения резолюции. К 18:00 на проспекте Сахарова митинговали уже пара тысяч человек, а к 21:00 их осталось не более 200-300.
Самый длинный митинг оппозиции стал, по сути, смотринами, в которых мог участвовать практически любой более-менее известный политик, претендующий на роль компромиссного лидера, объединившего диаметрально разные платформы. Но вместо этого неоднозначная идея обнажила, пожалуй, главную проблему протеста: спикеры закончились за два с половиной часа до окончания мероприятия, большинство участников разошлись, а однозначного четкого лидера обнаружено не было.
Но главным индикатором нынешней протестной акции стал бесспорный факт, уже зафиксированный многими экспертами и политологами. Энергия первотолчка, который в декабре прошлого года дал мощный старт протестному движению, практически иссякла, и пока не произойдет чего-то столь же "выдающегося", как предыдущие думские выборы, численность демонстрантов "Марша миллионов" вряд ли будет многочисленной.
По мнению главы Фонда развития гражданского общества Константина Костина (бывший высокопоставленный сотрудник Администрации президента, ушедший оттуда вслед за Владиславом Сурковым), еще "ни разу за всю недолгую историю "болотного движения" дела несистемной оппозиции не были так откровенно плохи. "Сегодня стало абсолютно очевидно, что на одной оголтелой антипутинской риторике выстроить оппозиционную стратегию невозможно. Эти лозунги не вызывают массового отклика - даже в масштабах одной площади", - цитирует его "Независимая газета".
Руководитель Института национальной стратегии Михаил Ремизов высказал мнение, что нынешние марши оппозиционеров по замыслу мало чем отличаются от "Стратегии-31": "У организаторов маршей миллионов тот же консервативный подход, они ориентированы не на результат, а на некий ритуал постоянства проведения акций. Они представляют замкнутую субкультуру, которая не расширяет рамки". Эксперт разделяет мнение, что у "креативного класса" нет больше мобилизационного мотива выходить на улицы.
Эксперт Николай Миронов также полагает, что марши миллионов ожидает судьба "Стратегии-31", к которой либеральная общественность потеряла интерес. Там инициативу перехватили радикалы во главе с Эдуардом Лимоновым. Нечто подобное может произойти и с "Маршем миллионов", согласен с коллегой Михаил Ремизов: "Только теперь это движение останется не с Лимоновым, а с Удальцовым".