Эксперт по российским спецслужбам Марк Галеотти в интервью авторитетному американскому интернет-изданию The Daily Beast обвинил Владимира Путина во лжи
Wikimedia Commons / Mark Galeotti
 
 
 
Во время "прямой линии" бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден спросил, занимается ли Россия перехватом, хранением и анализом информации о переговорах людей и считает ли Путин справедливым и оправданным массовый контроль
Пресс-служба Президента России
 
 
 
Президент ответил, что такая массовая слежка за населением, как в США, в России невозможна, потому что спецслужбы находятся под строгим контролем
Пресс-служба Президента России

Эксперт по российским спецслужбам Марк Галеотти в интервью авторитетному американскому интернет-изданию The Daily Beast обвинил Владимира Путина во лжи. Во время вчерашней "прямой линии" бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден спросил его, занимается ли Россия перехватом, хранением и анализом информации о переговорах людей и считает ли Путин справедливым и оправданным массовый контроль. Президент ответил, что такая массовая слежка за населением, как в США, в России невозможна, потому что спецслужбы находятся под строгим контролем.

"Возможно, это заявление правдиво в какой-то параллельной Вселенной, где граждане Крыма совершенно самостоятельно, без режиссуры из России, спонтанно проголосовали за присоединение к РФ после того, как случайные наемники, никак не связанные с Москвой, захватили местные аэропорты и административные здания. Но в мире, каков он есть, это лишь возмутительная ложь, как утверждают опрошенные нашим журналом независимые эксперты", цитирует издание InoPressa.

"По-моему, это смехотворно", - сказал американский эксперт по российским спецслужбам Марк Галеотти.

Российский журналист Андрей Солдатов заметил: "Путин никогда не лжет напрямую, он просто говорит полуправду, и его ответ был полуправдой". "Насчет того, что происходит внутри страны, он дал неверный ответ. У нас есть все признаки массовой слежки. На мой взгляд, российская слежка намного более инвазивна, чем та, которая есть у вас в США", - добавил Солдатов.

Галеотти и Солдатов разъяснили: в российских законах действительно содержатся запреты на массовый сбор информации в порядке слежки.

"Но у ФСБ гораздо больше власти для прослушки российских и иностранных граждан, чем у ФБР или АНБ", - поясняет автор статьи Эли Лейк. В России, в отличие от США, не существует ни специального суда, ни даже парламентского комитета, контролирующего работу ФСБ.

Солдатов заметил, что в США перехват осуществляется "интернет-провайдером", а в России - "непосредственно ФСБ". "У них есть удаленный доступ ко всем интернет-провайдерам и всем телекоммуникационным компаниям, они не обязаны даже просить разрешения для просмотра любых этих данных, - пояснил эксперт. - В то время как АНБ само собрало все данные о звонках для поиска, ФСБ может реально прослушивать содержание телефонных звонков без ордера суда. Никто не попросит этот ордер, так как интернет-провайдер не имеет допуска к секретной информации и, следовательно, не может увидеть ордер".

По мнению издания, во время Олимпиады в Сочи отслеживание переписки и связи в России стало еще более инвазивным. Галеотти говорит, что это была "проба", от провайдеров "потребовали 24 часа хранить все телефонные разговоры, смс-сообщения, все остальное".

Путин следит не только за российскими гражданами, продолжает издание. Широко распространено мнение, что российская разведка стоит за записями телефонных разговоров западных и украинских политиков, выложенными в интернет.

Некоторым показалось, что Сноуден участвует в пропагандистском спектакле. По мнению Галеотти, есть два разных Сноудена - прежний разоблачитель, который имел благие намерения, и нынешний Сноуден, который, "грубо говоря, с потрохами куплен и оплачен русскими", передает издание.

Однако американский адвокат Сноудена Джесселин Редек заявляет, что в вопросе Сноудена нет ничего особо странного или сенсационного.

Теперь Сноуден зависит от милости российских властей: летом ему придется продлевать временное убежище, отмечает автор статьи. Редек утверждает: США сами вынудили Сноудена застрять в России, аннулировав его паспорт, "он не контролируется Россией и определенно не шпион".

Солдатов отметил, что вопрос Сноудена может снять фактический запрет в России на публичные дебаты о слежке. "Для России это очень важно", - подчеркнул он.