Бывшая жена журналиста Орхана Джемаля, застреленного год назад в Центральноафриканской Республике вместе с Александром Расторгуевым и Кириллом Радченко, рассказала "Новой газете" о ходе расследования этого преступления, которое ведет Следственный комитет России.
По словам Ирины Гордиенко, которая признана по делу потерпевшей, за год в деле поменялось четыре следователя. Каждый из них при встрече с ней "беспомощно разводил руками" и "жаловался, что ничего не может сделать". Сейчас дело ведет следователь по особо важным делам главного следственного управления СК РФ Игорь Золотов. По словам Гордиенко, все, что он пока сделал - отказал в ходатайствах ее адвокатов о приобщении к делу материалов независимого расследования убийства, проведенного центром "Досье", а также отказал в допросе тех, кто в этом расследовании фигурирует.
К ходатайству, в частности, были приложены биллинги телефонных переговоров водителя Бьенвеню Дуовокамы, который привез журналистов к месту убийства, местного жандарма Эмануэля Котофио, советника президента ЦАР Валерия Захарова и его подчиненного Александра Сотова. Двое последних, по данным "Досье", тесно связаны с частной военной компанией (ЧВК) Вагнера, фильм о деятельности которой в ЦАР снимали убитые журналисты. Биллинги указывают, что все вышеперечисленные люди неоднократно созванивались как в день прибытия журналистов в Африку, так и в день их гибели. Следователь Золотов посчитал, что в допросах Захарова и Сотова нет необходимости, так как "нет достаточной информации" об их причастности к произошедшим событиям.
Кроме того, еще в сентябре 2018 года адвокат Гордиенко ходатайствовала о доставке в Москву одежды погибших, без которой невозможно провести полную баллистическую экспертизу, а также других их личных вещей. Добиться этого не удалось, хотя чемоданы с вещами убитых хранятся в посольстве России в ЦАР.
Как заявил следователь Золотов, отправить их в Москву дипломатической почтой невозможно, поскольку помогать в этом вопросе отказывается МИД России, у Следственного комитета нет на это своих средств, а в Минобороны отказались помочь, сославшись на то, что самолеты ведомства "туда не летают". Золотов к тому же заявил, что у России с ЦАР не подписано соглашение о правовом взаимодействии.
В то же время в августе прошлого года страны подписали межправительственное соглашение о военном сотрудничестве, поставках российского оружия и помощи российских военных инструкторов местной армии. В рамках этого соглашения прописано и "прямое взаимодействие правоохранительных органов, сотрудничество в уголовных и иных делах".
Наконец, бывшая жена Орхана Джемаля рассказала о том, что первый секретарь российского посольства в ЦАР Виктор Токмаков лично обещал ей оказать помощь в расследовании убийства, но обещания своего не сдержал. "Судя по всему, расследование будет длиться бесконечно - при деятельном неучастии всех главных ведомств нашей страны", - заключила Гордиенко.
В июле 2018 года российские журналисты Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко прибыли в ЦАР для съемок документального фильма о деятельности в Центральной Африке ЧВК Вагнера. Заказчиком фильма был Центр управления расследованиями (ЦУР) Михаила Ходорковского (через месяц после гибели журналистов Ходорковский перестал его финансировать). Джемаль также вел собственное расследование возможных неучтенных поставок российского оружия действующим в ЦАР ЧВК.
31 июля стало известно, что днем ранее журналисты были застрелены неизвестными. Следственный комитет РФ придерживается версии о том, что журналистов, у которых при себе были 8,5 тысячи долларов наличными и дорогостоящая съемочная техника, пытались ограбить вооруженные чернокожие, говорившие по-арабски, а встретив сопротивление, открыли огонь.
По другой версии, за преступлением стоят русские киллеры, а Служба безопасности Украины (СБУ) даже называла поименно 10 наемников ЧВК Вагнера, которые могут быть причастны к убийству.
В июне центр "Досье" писал о подготовке документального телефильма для российской аудитории, в котором гибель журналистов будет представлена как провокация "противников мира", выстраиваемого в ЦАР усилиями русских и президента РФ Владимира Путина. Согласно сценарию, участники съемок должны напирать на то, что "ребят кто-то грамотно подставил" и что на территории, где произошло убийство, прошлым летом хозяйничали только "пришлые банды" и "иностранные наемники".