Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский вновь поделился с западной прессой своим взглядом на современную Россию из тюремной камеры, где находится по обвинениям в мошенничестве, неуплате налогов и хищении нефти
Les Echos
 
 
 
В интервью французской газете Les Echos он рассказал о коррумпированной бюрократии, которой следует остерегаться иностранным инвесторам, о том, чего не хватает президенту Дмитрию Медведеву для успешной модернизации, и о перспективах своего помилования
Reuters
 
 
 
Что касается возможности оправдательного приговора, то экс-владелец ЮКОСа сказал, что не верит в независимое решение суда
Архив NEWSru.com

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский вновь поделился с западной прессой своим взглядом на современную Россию из тюремной камеры, где находится по обвинениям в мошенничестве, неуплате налогов и хищении нефти. В интервью французской газете Les Echos он рассказал о коррумпированной бюрократии, которой следует остерегаться иностранным инвесторам, о том, чего не хватает президенту Дмитрию Медведеву для успешной модернизации, и о перспективах своего помилования.

"Я никогда не признаю вины в преступлении, которого я не совершал", - заявил Ходорковский. Он заметил, что, согласно российской Конституции, для того, чтобы глава государства помиловал осужденного, последний не обязан непременно признать свою вину. (Оригинальный русский текст ответов приводит Пресс-центр Михаила Ходорковского и Платона Лебедева).

Что касается возможности оправдательного приговора, то экс-владелец ЮКОСа сказал, что не верит в независимое решение суда. "В процессе судьей уже совершен ряд действий, явно выходящих за нормы права. Суд отказался истребовать доказательства, скрываемые обвинением и находящиеся в прокуратуре, а после откровенно незаконного продления ареста я вообще объявлял голодовку", - напомнил он.

- Герман Греф признался в законопослушности: он пойдет в суд свидетелем

Он вновь подчеркнул, что в деле нет никаких доказательств, подтверждающих сам факт совершения преступления. "Но мое участие в процессе дает мне трибуну, с которой я демонстрирую обществу, как власть использует судебную и правоохранительную систему для борьбы с оппозицией, - заявил Ходорковский. - Как совершаются преступления против правосудия судом и прокурорами. Как недалеко продвинулась судебная реформа. Кому-то ведь рано или поздно придется все это изменить".

Шанс на позитивные сдвиги появился с приходом Медведева, однако у него явно недостаточно фактических полномочий, считает Ходорковский. Коррумпированная бюрократия пока успешно противостоит инициативам президента, к тому же власть в России "крайне персонифицирована, никакие законы не работают без кадровых решений". Поэтому, хотя Медведев "правильно видит проблему", начать ему надо именно с пересмотра кадровых полномочий, советует он.

Что же касается коррупции, то она пронизывает весь государственный организм - как напомнил экс-глава ЮКОСа, так выразился сам Медведев. Интересам коррумпированной бюрократии подчинено практически все - и, несмотря на благие начинания президента, а именно объявленную им борьбу с коррупцией, на практике власти пока не демонстрируют желания что-либо менять.

Это в большой степени относится к экономике России и основательно портит ее инвестиционный климат. Западные предприниматели "должны отдавать себе отчет в том, что инвестиции в Россию могут стать объектом нездорового внимания со стороны коррумпированной бюрократии", предостерег Ходорковский, чьи ответы газете приводит InoPressa. Он призвал их не рассчитывать на то, что закон сработает и защитит их автоматически: "Закон и его применение в России слабо связаны между собой. Обещания даже самых высокопоставленных чиновников не будут исполнены, если исполнять их станет невыгодно".

Бизнес-шантаж с использованием милиции и судебных органов - обычное дело в России, отметил он. В стране не уважается право собственности, и доказательство тому - нападение 2003 года на ЮКОС, который затем "был поделен между дружественными Кремлю силовыми "олигархами". Частная собственность не защищена в России по сей день. "То есть, фактически ее не существует. Это по сути не собственность, а надел в духе и традициях феодализма", - пояснил бывший глава нефтяной компании.

Напомним, Михаил Ходорковский был арестован в конце 2003 года, экс-глава МФО "МЕНАТЕП" Платон Лебедев - в июле 2003 года. 31 мая 2005 года они были приговорены Мещанским судом Москвы к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов и этапированы в колонии. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому.

Тогда же, в 2005 году, когда еще завершался первый процесс в Мещанском суде, стало известно о втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева. В 2009 году в связи с предстоявшим по нему судом оба были возвращены в Москву и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.

Герман Греф признался в законопослушности: он пойдет в суд свидетелем

Суд по второму уголовному делу проходит в Хамовническом суде столицы. В четверг глава "Сбербанка" Герман Греф сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что получил повестку с требованием явиться в суд 20 июня в качестве свидетеля. Он заявил, что пойдет туда, как "законопослушный гражданин".

Греф был министром экономического развития и торговли РФ, а с 1998 по 2000 год работал первым заместителем министра государственного имущества. Его имя неоднократно упоминалось в деле в связи с событиями, которые обвинение квалифицирует как хищение акций дочерних компаний ВНК (Восточная нефтяная компания, контрольный пакет акций которой в 1997 году был выкуплен ЮКОСом, - прим. ред.). Адвокаты Ходорковского и Лебедева рассчитывают, что показания, данные Грефом в суде, автоматически снимут это обвинение с их подзащитных.

Также в качестве свидетеля был вызван в суд министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко - он должен явиться 22 июня. Ходорковский также просил вызвать Путина - чтобы, по его словам, спросить, "кто и почему по-прежнему фабрикует заведомо ложные обвинения спустя 7 лет после моего ареста". Но в этом ему суд отказал.

Кроме того, в 2009 году адвокаты Ходорковского столкнулись с трудностями при попытке передать повестку в суд вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину, находившемуся в то время в США. Это было уведомление, вынесенное американским судом. Российская сторона проявила упорство, в итоге министр в суд так и не попал.