Минюст России считает, что домашнее насилие не является серьезной проблемой в стране, а "масштабы его дискриминационного воздействия на женщин достаточно преувеличены"
Pixabay.com

Минюст России считает, что домашнее насилие не является серьезной проблемой в стране, а "масштабы его дискриминационного воздействия на женщин достаточно преувеличены". Ведомство не видит необходимости в отдельном законе о домашнем насилии, так как ответственность за различного рода посягательства на жизнь и здоровье уже предусмотрена в Уголовном и административном кодексах РФ.

Такая позиция высказана в официальном ответе замминистра юстиции Михаила Гальперина Европейскому суду по правам человека (ЕСПЧ), где рассматриваются дела четырех жертв домашнего насилия, включая Маргариту Грачеву, которой муж отрубил кисти рук. Все четыре россиянки пожаловались в ЕСПЧ на неспособность российских властей защитить их от домашнего насилия и дискриминации, пишет "Коммерсант".

Суд направил правительству РФ ряд вопросов: есть ли в стране законодательная база для наказания за все формы домашнего насилия и обеспечения гарантий для жертв; признают ли российские власти серьезность и масштабы проблемы домашнего насилия и связанной с ним дискриминации женщин; есть ли в стране системная проблема нарушения прав женщин и требует ли она общих мер.

В ответе Минюста говорится, что пострадавшие женщины своими жалобами пытаются "неверно истолковать общую ситуацию с домашним насилием в России" и "подорвать правовые механизмы, уже существующие в российском законодательстве, а также усилия правительства для улучшения ситуации".

Неожиданный вывод сделан и о жертвах дискриминации: в министерстве считают, что мужчины в случаях домашнего насилия страдают от дискриминации больше, так как "они находятся в меньшинстве, и от них не ожидается просьб о защите от жестокого обращения со стороны членов семьи, особенно если они страдают от лица противоположного пола". Доказательств тому, что насилию в семье подвергаются преимущественно женщины, нет, заявили в Минюсте. И сослались на общую статистику по насильственным преступлениям, повлекшим тяжкие последствия для здоровья или смерть, где "большинство пострадавших являются мужчинами".

В ведомстве добавили, что законодательство РФ "полностью соответствует семейно-охранительному подходу, согласно которому чрезмерное вмешательство государства в частную и семейную жизнь нарушает право личности на неприкосновенность частной жизни. В том числе и ее выбор урегулировать ситуацию с обидчиком ради сохранения личных отношений в семье, а не оставлять этот вопрос на усмотрение органов государственной власти".

Адвокат Мари Давтян, которая представляет в ЕСПЧ интересы Маргариты Грачевой и еще одной женщины, назвала заявление о дискриминации мужчин "каким-то троллингом, который даже невозможно обсуждать всерьез". Давтян входит в парламентскую рабочую группу по разработке законопроекта о домашнем насилии и, по ее словам, "на заседаниях у представителей Минюста в целом нет принципиальных возражений против такого закона".

Отметим, что против законопроекта о семейном насилии активно выступают православные и родительские организации, которые считают, что он "нарушает право родителей на воспитание детей", а также направлен на "дискриминацию мужчин и разрушение семьи". Противники инициативы считают, что законопроект лоббируют радикальные феминистки, "иноагенты" и защитники прав ЛГБТ, нацеленные на "уничтожение традиционных и нравственных ценностей". Авторам законопроекта - депутату Госдумы Оксане Пушкиной, адвокатам Алексею Паршину и Мари Давтян и создательница сети взаимопомощи для женщин #ТыНеОдна Алене Поповой - угрожают расправой в соцсетях.