МВД нашло в подзаголовках "Медузы" пропаганду наркотиков
Moscow-Live.ru

Полиция обнаружила на сайте информагентства Meduza подзаголовки, которые, по данным силовиков, создают положительное отношение к наркотикам. После этого Роскомнадзор потребовал от "Медузы" удалить эти подзаголовки, сообщает пресс-служба ведомства.

На исполнение этого требования информагентству даны сутки. Уведомления об этом Роскомнадзор направил в редакцию и хостинг-провайдеру сайта издания.

Претензии полиции вызвали названия разделов статьи, опубликованной 8 августа 2019 года. Ведомство не привело названия публикации, но на нее ссылается сама Meduza, рассказывая о претензиях российских властей.

Эксперты МВД выяснили, что в статье "Выкурил косяк - уже не бросишь. Если привязать человека к кровати, он перестанет колоться героином. На самом деле нет" "названия разделов сформулированы таким образом, что "формируют у целевой аудитории положительное отношение к наркотикам".

Страницу этой статьи уже внесли в Единый реестр запрещенной информации, передает "Интерфакс". Для пользователей из России прямой доступ к материалу закрыт, однако запрет Роскомнадзора можно обойти буквально в пару кликов, затратив несколько секунд для установки одного из приложений, скрывающих IP-адрес интернет-пользователя.

Как поясняет Meduza, статья, к которой возникли претензии у российских чиновников, посвящена развенчанию мифов о наркомании. Каждый раздел статьи был посвящен определенному стереотипу, и в подзаголовке приводился такой "миф" с добавлением "На самом деле нет" или аналогичных выражений. От издания потребовали удалить пять подзаголовков.

Добавим, ранее сотрудников "Медузы" пытались обвинять не только в пропаганде наркотических веществ, но и в наркоторговле. Так, 6 июня в Москве полицейские задержали журналиста "Медузы" и автора антикоррупционных расследований Ивана Голунова. В пресс-службе ГУ МВД Москвы заявили, что у него при себе и дома нашли наркотики.

Сам журналист утверждал, что наркотики ему подбросили. А в "Медузе" сочли, что задержание и дело против Голунова - реакция на новое расследование, посвященное рынку похоронного бизнеса в Москве, который контролируют сотрудники ФСБ. В последние месяцы журналисту поступали угрозы в связи с этим.

В первом официальном сообщении МВД о задержании Голунова утверждалось, что полицейские нашли свертки с порошком "при личном досмотре" и "по месту проживания задержанного". К сообщению были прикреплены фотографии нарколаборатории, размещенной дома у Голунова, однако знакомые журналиста обратили внимание, что на фотографиях была изображена не его квартира. В МВД после этого упорно продолжали называть неправдой информацию о том, что фото сделаны в другом месте. Позднее главк официально признал ошибку и назначил служебную проверку.

Поздно вечером 8 июня Никулинский суд Москвы постановил отправить Голунова под домашний арест, вопреки ходатайству следствия и прокурора, просивших для журналиста два месяца ареста. Обвинение настаивало, что у Голунова есть загранпаспорт, и он живет не по месту регистрации, а следовательно "может скрыться".

Голунову было запрещено выходить за пределы помещения, общаться с лицами, проходящими по делу, и использовать средства связи.

Задержание журналиста вызвало широкий общественный резонанс. Коллеги Голунова провели пикеты у здания ГУ МВД по Москве на Петровке, 38 с требованием освободить его. Такие же акции протеста проводились и в других странах. За прекращение дела выступали представители СМИ, общественные деятели, музыканты, актеры, политики. 10 июня "Коммерсантъ", "Ведомости" и РБК впервые в истории вышли с одинаковыми первыми полосами, на которых крупным шрифтом было написано: "Я/Мы Иван Голунов".

Вечером 11 июня глава МВД Владимир Колокольцев объявил о прекращении уголовного преследования журналиста "в связи с недоказанностью его причастности к преступлению". Министр также ходатайствовал перед президентом Путиным об отстранении от должности генерал-майора полиции Юрия Девяткина и генерал-майора полиции Андрея Пучкова. Девяткин руководил "антинаркотическим" управлением ГУВД Москвы, а Пучков - столичным УВД по ЗАО, сотрудники которого и задерживали Голунова. Путин впоследствии уволил обоих генералов.

Тем не менее, в праздничный день 12 июня, в День России, тысячи людей вышли на несанкционированный марш в столице, чтобы поддержать уже освобожденного журналиста и потребовать наказания для тех, кто стоит за его преследованием. Акция протеста обернулась жесткими задержаниями. Всего в полицейских участках оказалось почти 550 человек. В мэрии отказ санкционировать акцию объясняли тем, что шествие по центру города "неопределенного количества участников создаст дискомфорт для жителей и гостей столицы, а также ощутимые проблемы в плане обеспечения общественной безопасности". При этом власти санкционировали митинг 16 июня в поддержку Голунова, организаторами которого выступили функционеры журналистских объединений.

В дальнейшем были уволены и другие офицеры УВД по ЗАО, причастные к делу Голунова.

Добавим, что ранее в России был осужден за наркотики брат другого сотрудника "Медузы" - Ильи Жегулева. Леонид Жегулев был задержан в ноябре 2016 года возле дома его матери в Москве. При обыске у него в кармане обнаружили 26 граммов гашиша, а в квартире полицейские нашли еще около 100 граммов и весы. В качестве понятых полицейские пригласили своих знакомых.

Защита Жегулева настаивала на том, что наркотики были подброшены. Жегулев признал, что иногда курил марихуану, но не продавал ее. По российскому законодательству употребление наркотиков не является уголовным преступлением. Однако в итоге суд в апреле 2018 года приговорил Леонида Жегулева к трем годам колонии по обвинению в хранении наркотиков.

Жегулев мог подать на УДО в феврале 2019-го, но руководство колонии не давало ему поощрения. В апреле ему дали поощрение, после чего он подал прошение о досрочном освобождении. При этом руководство колонии тянуло с представлением документов в суд.

15 августа Льговский районный суд Курской области удовлетворил прошение жителя Москвы Леонида Жегулева об условно-досрочном освобождении. Он выйдет из колонии 27 августа, рассказал его брат, спецкор "Медузы" Илья Жегулев.