Ведущие дагестанские еженедельники "Новое дело", "Свободная республика" и "Черновик" выйдут 21 июня с одинаковой первой полосой. На ней будет слоган "Я/Мы Абдулмумин Гаджиев" в поддержку редактора газеты "Черновик", арестованного по обвинению в финансировании терроризма и участии в террористической организации.
"Этим самым издания намерены выразить свой протест задержанием следственными органами редактора отдела "Религия" газеты "Черновик" Абдулмумина Гаджиева, а также требовать от судебных органов изменить журналисту меру пресечения на не связанную с лишением свободы", - говорится в сообщении "Черновика".
Издания требуют прекратить уголовное преследование Гаджиева, основанное только на показаниях предпринимателя из Москвы Кемала Тамбиева, признавшегося в суде, что оговорил дагестанского журналиста под пытками.
Редакция газеты "Черновик" считает вменяемые Абдулмумину Гаджиеву обвинения абсурдными и несостоятельными, а также считает произошедшее нападками на свободу прессы в Дагестане: попыткой отдельных представителей силового блока повлиять на редакционную политику независимых изданий или же закрыть их.
Редакция "Черновика" призывает другие дагестанские печатные СМИ, а также СМИ из других регионов России, включая федеральные, присоединиться к акции и выйти с первой полосой "Я/Мы Абдулмумин Гаджиев". "Сегодня по выдуманным обвинениям закрывают Абдулмумина Гаджиева, а завтра могут закрыть любого из нас", - подчеркнули в "Черновике".
Ранее аналогичную акцию проводили РБК, "Ведомости" и "Комменсант" в поддержку журналиста "Медузы" Ивана Голунова, задержанного 6 июня по обвинению в сбыте наркотиков.
Сам журналист утверждал, что наркотики ему подбросили. Голунов известен острыми расследованиями коррупции среди столичных и федеральных чиновников. В "Медузе" сочли, что задержание и дело против Голунова - реакция на новое расследование, посвященное рынку похоронного бизнеса в Москве, который контролируют сотрудники ФСБ. В последние месяцы журналисту поступали угрозы в связи с этим.
Поздно вечером 8 июня Никулинский суд Москвы постановил отправить Голунова под домашний арест, вопреки ходатайству следствия и прокурора, просивших для журналиста два месяца ареста. Обвинение настаивало, что у Голунова есть загранпаспорт, и он живет не по месту регистрации, а следовательно "может скрыться".
Голунову было запрещено выходить за пределы помещения, общаться с лицами, проходящими по делу, и использовать средства связи.
Задержание журналиста вызвало широкий общественный резонанс. Коллеги Голунова провели пикеты у здания ГУ МВД по Москве на Петровке, 38 с требованием освободить его. Такие же акции протеста проводились и в других странах. За прекращение дела выступали представители СМИ, общественные деятели, музыканты, актеры, политики. 10 июня "Коммерсантъ", "Ведомости" и РБК впервые в истории вышли с одинаковыми первыми полосами, на которых крупным шрифтом было написано: "Я/Мы Иван Голунов".
Вечером 11 июня глава МВД Владимир Колокольцев объявил о прекращении уголовного преследования журналиста "в связи с недоказанностью его причастности к преступлению". Министр также ходатайствовал перед президентом Путиным об отстранении от должности генерал-майора полиции Юрия Девяткина и генерал-майора полиции Андрея Пучкова. Девяткин руководил "антинаркотическим" управлением ГУВД Москвы, а Пучков - столичным УВД по ЗАО, сотрудники которого и задерживали Голунова. Путин впоследствии уволил обоих генералов.
Тем не менее, в праздничный день 12 июня, в День России, тысячи людей вышли на несанкционированный марш в столице, чтобы поддержать уже освобожденного журналиста и потребовать наказания для тех, кто стоит за его преследованием. Акция протеста обернулась жесткими задержаниями. Всего в полицейских участках оказалось почти 550 человек. В мэрии отказ санкционировать акцию объясняли тем, что шествие по центру города "неопределенного количества участников создаст дискомфорт для жителей и гостей столицы, а также ощутимые проблемы в плане обеспечения общественной безопасности". При этом власти санкционировали митинг 16 июня в поддержку Голунова, организаторами которого выступили функционеры журналистских объединений.
"Дело Гаджиева"
Абдулмумин Гаджиев был задержан 14 июня. Его подозревают в перечислении средств на счета исламского проповедника, связанного с "Исламским государством"*. На Гаджиева завели дело об участии в террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК) и содействии террористической деятельности (ч. 4 ст. 205.1 УК), пишет The Insider.
У здания Советского районного суда Махачкалы начались одиночные пикеты в его поддержку. В них приняли участие больше 50 человек.
В суде Гаджиев заявил, что один из давших на него показания - Кемаль Тамбиев, -задержанный в Москве и также подозреваемый в финансировании терроризма, сделал это под пытками. Позднее сам Тамбиев подтвердил это в суде.
Гаджиев рассказал, что не знает Тамбиева и встретился с ним в перерыве заседания суда в клетке, где находились другие задержанные. Он добавил, что Тамбиев был избит и извинился перед ним за показания, признавшись, что "его пытали". Гаджиев задал вопрос, почему Тамбиев был избит, на что следователь ответил, что "не понял вопроса". В телеграм-канале "Черновика" опубликовали фотографию Тамбиева из суда, на которой видно синяк под глазом.
Как рассказал журналист издания "Новое дело" Идрис Юсупов, по делу, помимо Гаджиева, проходят еще 10 человек. Среди них оказался еще один россиянин Абубакр Ризванов, а остальные фигуранты - из-за границы (например, Исраил Ахмеднабиев, который известен как Абу Умар Саситлинский и занимается благотворительной деятельностью в Африке).
По словам Юсупова, в деле очень много нестыковок, а обвиняемые даже не были знакомы друг с другом.
Финансирование терроризма в последнее время становится распространенным обвинением на Северном Кавказе и вообще в России. Потому что под эту статью очень легко подвести любого человека, который может заниматься бизнесом и перечислять деньги на карточку своему контрагенту, а контрагент переводить эти деньги куда-то дальше. Не подозревая об этом, ты можешь делать какие-то пожертвования, оказывать помощь благотворительным организациям, в случае с Гаджиевым так и получилось. Их не обвиняют в том, что они напрямую финансировали ИГ*, они говорят, что вы якобы помогали благотворительным организациям, которые в свою очередь помогали ИГ*, утверждает Юсупов.
*"Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) - террористическая группировка, запрещенная в РФ.